Третий сын дался женщине и ее докторам огромным трудом.
В тюменском перинатальном центре смогли выходить уникальную пациентку — Гоар Аракелян. Для спасения женщины, которая смогла пережить семь операций, две остановки сердца и 30 минут клинической смерти, объединились специалисты из нескольких больниц, рассказал в специальном фильме телеканал «Тюменское время».
Гоар Аракелян поступила в Перинатальный центр с третьей беременностью. Роды начались спокойно и в нужный срок.
«Обычный рабочий день, ничего не предвещало беды. Пошли на плановую операцию, в родовой было абсолютно спокойно — все женщины в первом периоде родов, ничего не предвещало, что что-то будет не так», — рассказывает заведующий акушерским физиологическим отделением ГБУЗ ТО «Перинатальный центр» Роман Марченко.
Внезапно у Гоар началась одышка, и она начала терять сознание. Очень быстро пациентка оказалась в критическом состоянии — наблюдалось снижение сатурации, а кожа стала синего цвета.
«Произошла эмболия околоплодными водами — это достаточно редкое явление, и оно достаточно непредсказуемое, его спрогнозировать невозможно. Околоплодные воды попадают в полость матки. Сосуды могут их захватывать, и они попадают в сосудистое русло, добираются до легочных сосудов и происходит эмболия», — рассказывает завотделением анестезиологии Перинатального центра Павел Кугаевский.
Это критическая ситуация — сначала у роженицы наблюдалась гипоксия, после чего в течение минуты остановилось сердце. Врачи тут же приступили к реанимации. Если в течение четырех минут не получается провести ее эффективно, принимается решение спасать ребенка и начинать неотложное кесарево сечение.
Проводить операцию пришлось на обычном родовом столе без подготовки. «Сказать — налейте на живот антисептик, без обработки, дайте скальпель в руки — это, естественно, надо отключить все эмоции и понять, что ты делаешь это все во благо», — поделился воспоминаниями Роман Марченко. И признался, что после этого не помнит, какие чувства испытывал — главное было сделать работу. Ребенка извлекли на второй минуте, и он сразу закричал.
После этого продолжилась реанимация «на открытом животе». Через десять минут после ее начала сердце роженицы забилось стабильно. Кровопотеря составила шесть литров, а далее произошла вторая остановка, которая длилась уже 20 минут, потребовалась дефибрилляция.
На протяжении двух дней врачи выполняли исследования. У пациентки оказалась массивная тромбоэмболия — сгустки из сосудов и сердца попадали в легочные артерии, из-за чего она не могла дышать. Тогда было принято очень тяжелое решение — растворить их. Это было очень опасно после операции, поскольку швы еще не зажили, но другого выхода не было. К ситуации подключились специалисты областной больницы №1.
К операции приступили девять врачей — кардиохирург, кардиолог, трансфузиолог, акушеры-гинекологи и реаниматологи.
Когда начали проводить терапию, все готовились к худшему — был огромный риск кровотечения, которое было бы неконтролируемым. Для этой ситуации подготовили запасы крови, плазмы и инфузионных растворов, которые бы поддержали кровообращение. На этот раз кровопотеря составила почти 6,5 литров — при норме литр во время кесарева сечения.
«В течение двух суток у пациентки наблюдалась сначала 6 литров кровопотеря, потом 6,5 — это патологически жизнеугрожающее кровотечение», — рассказала заместитель главного врача по медицинской части Перинатального центра Татьяна Легалова. К концу второго дня восстановили сердечную деятельность. И ситуация вроде бы начала выправляться — тромбы растворились, врачи справились с кровотечением.
Однако в этот момент появился новый опасный тромб, который крепился в нижней полой вене на тонкой ножке и мог оторваться в любой момент. Тогда было принято решение ставить специальную «ловушку». Поскольку перевозить пациентку было нельзя, из ОКБ №1 специально привезли оборудование, проведя целую операцию по его доставке — необходимо было, чтобы лифты Перинатального центра его выдержали. В результате доктора смогли выполнить операцию под контролем рентгена.
Когда ситуация выправилась, встал вопрос состояния мозга пациентки — поскольку в совокупности она 30 минут находилась в состоянии клинической смерти. Через семь дней после операции Гоар пришла в себя. Для спасения пациентки врачи провели семь операций, а в стационаре она провела 41 день. Теперь у Гоар Аракелян трое сыновей.
Фото: телеканал "Тюменское время"