Корреспонденты "Вслух.ру" пообщались на пастбище с заводчиком двугорбых великанов.
За Ялуторовском есть любопытное место, где в естественных условиях обитают верблюды. Корреспонденты «Вслух.ру» Сергей Ханин и Юрий Шестак решили узнать, как живется кораблям пустыни в Сибири и много ли они дают молока да шерсти.
Юрий Шестак: Покататься верхом не рискнули
Мы договорились встретиться с хозяином экзотических животных, местным предпринимателем Сергеем Шабалиным, на пастбище за мостом через Тобол. Думали, что верблюды живут в каком-нибудь загоне, в сарае со стогами сена. Однако прибыв на место, в растерянности увидели только поле и огромный табун лошадей. Как оказалось, он тоже принадлежит Сергею Шабалину.
По привычке протягиваю руку Сергею Борисовичу для рукопожатия, но он вежливо отказывается из-за эпидемии коронавируса. Пора бы уж и нам отказаться от этой привычки — пожимая руку, легко подхватить заразу.
Хозяин верблюдов оказался очень общительным и открытым, сразу признался, что двугорбых завел для души и не планирует на них зарабатывать: шерсть не стрижет, молоко не доит, туристам за деньги верблюдов тоже не показывает. Просто решил разбавить табун лошадей более экзотическими животными.
Их тут десять: пять самок и пять самцов. Живут в Сибири уже четыре года на подножном корму, как и их парнокопытные собратья.
И никакое стойло или сарай, как в зоопарке или в частном доме, им не нужен. К слову любят ходить строем: если один куда-то потянулся, другие следуют за ним.
В отличие от тюменского Кеши, верблюды выглядят прекрасно: мощные, спокойные и упитанные, как слоны, и еще очень любопытные. Сразу обратили на нас внимание. Попробовали с Сергеем «разговорить» одного из них. Назвали его Кешей. Тот лежа в течение нескольких минут нас внимательно слушал, очевидно, пытаясь понять, чего мы от него хотим. А хотели мы — ни много ни мало — на нем покататься.
Однако Сергей Борисович нас предостерег, мол, лучше не пробовать, на его верблюдах еще не то что никто не ездил, на них садиться даже боятся. Тем более без уздечки и седел. Животные быстро вскакивают и высоко поднимают над землей. В общем, рисковать мы не стали. К тому же Кеша мог оказаться не самцом, а самкой, причем беременной.
Любимое лакомство
К слову, эмоций нам хватило при кормлении двугорбых. Сергей Борисович привез своим питомцам несколько килограммов моркови. Как оказалось, это любимое лакомство тюменских верблюдов. Покормили и мы. Занятие оказалось непростым, потому что с виду флегматичные верблюды при виде морковки внезапно ожили, забегали и зашевелили своими драконьими шеями, пытаясь поскорее выхватить угощение.
Кто-то успел съесть две, а кому-то в этой толчее не досталось ни одной. В общем, от обиды один из верблюдов (не Кеша!) вместо «спасибо» боднул Ханина в лоб своими большими зубами. С Сергея чуть тюбитейка не слетела.
Похоже, что тот же самый верблюд продемонстрировал и мне свой скверный характер. Отлично помню, что угостил его морковкой, он ее быстро схрумкал и тут же стал выпрашивать вторую. Угрожающе зарычал, пошел в наступление и не успокоился, пока не укусил меня. Было не больно, а скорее страшно и обидно: «За что?». После того как мы покормили верблюдов, уже не спрашивали у Сергея Борисовича, почему он не приглашает туристов — это не только хлопотно, но еще и рискованно, особенно, если приедут школьники.
Шерсть выдержит любые морозы
Тюменским кораблям пустыни по 5 лет. Сергей Шабалин привез их из Казахстана, когда им было по 6-7 месяцев.
«Маленьких верблюдов кормили очень аккуратно, не знали, что им нравится, — отмечает Сергей Борисович. — Это сейчас они выросли и едят все подряд. Любят обгрызать кусты, а морковка для них как деликатес».
Предприниматель решил завести верблюдов во время поездки по Казахстанту.
«Недалеко от Шымкента я увидел стадо верблюдов, они мне понравились, — вспоминает наш собеседник. — В ту же поездку привезли на тюменскую землю 10 животных. Два года наблюдали за новыми питомцами, пока они росли. Все это время верблюды жили в тепличных условиях. Мы их подкармливали, не знали еще, смогут ли они пережить зиму. Сами понимаете, что климатические условия разные.
Кормили и ветками, и овсом, и морковкой. Как оказалось, они всеядны. Когда жили на нашей базе отдыха, посетители угощали их арбузами. Уже третий год верблюды живут в поле и прекрасно себя чувствуют.
Зимой питаются ветками кустарников — едят иву, тальник, объедают все молодые побеги. Снег им не помеха, могут пройти через любой сугроб, чтобы дотянуться до веток. А шерсть позволяет переносить любые морозы".
Весной у верблюдов, как и у других животных, начинается линька. И бывает, что кого-то это смущает. Люди думают, что живность находится в ужасном состоянии. Такие казусы уже случались, когда верблюды обитали на базе отдыха «Березовка». Даже жалобы писали.
«Во время линьки у верблюдов шерсть выпадает пластами, и они, действительно, могут выглядеть, как ощипанные курицы, — рассказывает Сергей Борисович. — На самом деле, это нормальное состояние верблюда, и через пару месяцев шерсть снова начинает отрастать. К августу — сентябрю наши питомцы приобретают обычный вид, к которому все привыкли».
По словам предпринимателя, носки и варежки из верблюжьей шерсти они не шьют, хотя мысли такие были.
«Шерсть собрать не сложно, попробовали один год, но не смогли найти мастера, — говорит Сергей Борисович. — Можно было бы изготавливать изделия из настоящей верблюжьей шерсти, потому что подделок очень много. Думаю, что к этому делу мы вернемся. Если кто-то из энтузиастов захочет поэкспериментировать с шерстью, буду только «за».
Посмотреть может любой желающий
Тюменские верблюды еще не приносили потомство. Его ожидают этим летом.
«Если родится хотя бы один или два маленьких верблюжонка — это будет большой успех, — отмечает Сергей Борисович».
Когда Шабалин привез верблюдов на тюменскую землю, о туризме не думал, хотя на экзотических животных другие зарабатывают либо стараются заработать денег.
Но организовать работу с туристическими группами довольно сложно, потому что верблюды живут не в закрытом вольере, а в чистом поле вместе с табуном лошадей.
«В принципе, они находятся в свободном доступе, любой желающий может подъехать посмотреть, покормить морковкой, но надо учесть, что это большие животные и нужно присматривать не только за детьми, но и не забывать о собственной безопасности. Заодно на поле можно посмотреть на наших лошадей. В современном мире следует больше бывать на природе, получать положительные эмоции, находиться подальше от других людей в связи с коронавирусом».
Сергей Ханин: Как вердлюды нас пробовали на вкус
Любоваться животными лучше всего не в зоопарке, где они содержатся в клетках, а под открытым небом.
В глаза верблюдам мне хотелось посмотреть с тех самых пор, когда однажды один из их представителей плюнул мне в физиономию. Случилось это около десяти лет назад на юге нашей Родины, где на территории одной из крупнейших российских фирм расположен зоопарк.
Помню, как мы, любопытные, подошли друг к другу по разные стороны изгороди. Я был поражен видом верблюда: серьезный, суровый взгляд; сократовский лоб — тогда, помнится, я сделал для себя вывод, что самым умным на Земле животным является не лошадь, не дельфин, а именно верблюд. А он, собака такая, возьми и плюнь в меня в эту самую минуту.
Женщина, что стояла неподалеку, как-то мелко расхохоталась, и я с той поры затаил на двугорбого лютую злобу.
Накануне поездки Юра посоветовал прихватить с собой халат и тюбетейку, чтобы хоть отдаленно походить на азиата и чтобы верблюды меня приняли за своего. Нашлась лишь тюбетейка.
Весь мир у ног
Перемахнув за Ялуторовском мост через Тобол, мы с Юрой свернули на заливные луга. Серость ранневесенней природы поглотила тысячный табун лошадей и десяток верблюдов так, что мы их и с пары сотен метров не смогли сразу разглядеть.
Корабли пустыни, подогнув под себя ноги, возлежали на толстой пружинистой подушке из мелкого опила. Казалось, весь мир был у их ног, а им все по барабану. Оно и понятно: самые, пожалуй, неприхотливые животные.
Очень интересно размножаются: самка находится в положении сидя, а самец, будто приплясывая, непонятно каким образом подстраивается под нее. Как и в какой миг происходит оплодотворение — Сергей Борисович и сам толком не понимает. Но то, что самки беременны и в этом году здесь ждут приплода — уже очевидно.
Верблюд очень выносливое животное. Может долгое время находиться без воды и пищи. В пустыне они вообще питаются таким суровым растением как колючка верблюжья. Могут преодолевать большие расстояния, по нескольку суток не отдыхая. Ходят, правда, медленно, но если почуют опасность, то могут бежать, бежать и бежать…
Не терять бдительности
У нас в Сибири, несмотря на холодные зимы, они, похоже, чувствуют себя словно в животном раю. Потому как осиново-березовый и ивовый молодняк во сто крат вкуснее любой колючки. Сытость верблюда легко можно определить по состоянию его горбов, в которых накапливается жир. У всех верблюдов Шабалина горбы стояли торчком — значит, животных не мучают голодом.
В целом они смирные, но бдительности все же терять не следует. Кому-то из верблюдов приглянулась моя цветистая тюбетейка, и, видимо, он принял мою голову в ней за большую морковку. Я не успел ничего сообразить, как он, оголив зубы размером со спичечный коробок, смачно цапанул меня в лоб. Шишак и синяк не заставили себя ждать, но голову свою на съеденье я не отдал.
Тогда верблюды решили попробовать на вкус и Юру. Пока тот мирно беседовал с предпринимателем, этот активный любитель людей стал пробовать откусить у Юры плечо.
Потом верблюды решили перед нами поиграть мускулами — парочка самцов сцепилась в борьбе. Нужно отдать должное, весьма красивое зрелище. Как настоящие борцы вольного стиля. Скрестили передние ноги, шеи — будто уперлись плечами и пытались зубами уцепить заднюю ногу. Ходили словно тяжеловесы медленно по кругу. А потом им наскучило, мы стали неинтересны, и они караваном направились к мелколесью.
Остатки дня, естественно, мы с Юрой находились под впечатлением от встречи с этими удивительными животными. А я вообще так растрогался, что напрочь забыл о своем мщении за того их собрата, который когда-то плюнул в меня. Договорились, что в следующий раз приедем знакомиться с маралами, яками и пятнистыми оленями.