Еще интереснее эскизы, проекты будущих костюмов. Здесь авторы не сдерживают себя, берут в работу тяжелые ткани - кожу, шерсть, - делают акцент на этнических мотивах.
_Галерея «Новый свет» (ул. Герцена, 82) предстала в новом качестве — дома моды. Экспозиция «Коды модного костюма», открытая 5 февраля, сломала некоторые стереотипы._
Выставка одежды и эскизов «Коды модного костюма», участниками которой стали студенты кафедры дизайна костюма Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, — это эксперимент для всех. Во-первых, для самих студентов, многие из которых впервые показали свою работу широкой и разношерстной по возрасту и роду деятельности публике. Во-вторых, для небольшой галереи, рассчитанной на камерные показы живописи, керамики и прикладного творчества. И, в-третьих, для зрителей, которые, как правило, представляют показ модных коллекций как шествие моделей по подиуму.
Надо вспомнить, что опыт проведения показа модной одежды в не приспособленном для этого помещении в нашем городе уже был. Около десяти лет назад такой показ состоялся в музее изобразительных искусств, где для этих целей в одном из залов был возведен подиум. По нему дефилировали и профессиональные модели, и обычные горожане разного возраста, которых модельеры пригласили, чтобы доказать: подиумная мода не заканчивается под светом софитов, ее можно перенести в жизнь.
Конечно, в «Новом свете» построить подиум не позволила более чем скромная площадь помещения. Поэтому студентам пришлось потрудиться, чтобы обжить непривычные условия: до открытия экспозиции они каждый день приходили в галерею, развешивали, как картины, свои эскизы, расставляли манекены, старались приспособить для своих нужд имеющиеся стенды. Так, рубашка-туника, созданная третьекурсницей Ксенией Кравчук, оказалась не на манекене, а на полке. По просьбам многочисленных гостей пришлось ее не раз доставать, разворачивать, показывать, отвечая на земные вопросы, далекие, возможно, от высокой моды: «Хорошо ли ткань переносит стирку?», «С чем можно комбинировать тунику?»
«Эту рубашку уже купили, — рассказывает Ксения. — Пришлось одолжить ее для выставки у владелицы. Когда созданную тобой вещь покупают — это очень приятно, вселяет надежду, что ты идешь по верному пути».
Собственно для этого и была необходима выставка «Коды модного костюма»: студенты-участники ждут, что публика выставит им оценки. Конечно, им хотелось бы «отлично». И в затейливой джинсовой курточке, и в голубой невесомой юбке-пачке, и в пиджаке со сложно скроенными рукавами — призыв оценить полет фантазии и знание фактуры ткани. Они экспериментируют, практически исключая из обихода безопасный и всегда элегантный черный цвет. Они берут голубой и синий, и цвет слоновой кости, и вкрапления винного. Они не боятся работать с плиссировкой и вообще с формообразованием в костюме — стрельчатые складочки, интересные воротники.
Еще интереснее эскизы, проекты будущих костюмов. Здесь авторы не сдерживают себя, берут в работу тяжелые ткани — кожу, шерсть, — делают акцент на этнических мотивах, близких тюменскому серверу хантыйских (как на эскизах второкурсницы Марии Талалай) или иноземных — японских, греческих.
«Интереснее всего на эскизах мужские костюмы, — делится впечатлениями искусствовед, знаток истории костюма Людмила Кайгородова. — Мужская одежда более сложная, чем женская. Чего-то нового студенты в ней не изобрели, но мыслят они смело».
Они смелы потому, что главное для них — не только оценка преподавателей и профессиональный «разбор полетов». Им важно пресловутое «нравится — не нравится, надену — не надену» публики. Получается, что не только лишь в модных тенденциях, таланте и умении кроется тот самый «код модного костюма».
Куратор выставки — преподаватель Алена Дубровина, известный в области модельер, победитель всероссийских и международных конкурсов, считает, что в будущем имена нынешних студентов, которые сегодня мелким шрифтом значатся под эскизами, могут прозвучать громко.
«Считается, что дизайнер одежды — легкая профессия, не глубокая. Но это не так: одежда многое сообщает о человеке, который ее носит, — говорит Дубровина. — И начинающие дизайнеры стараются представить себе тех людей, которые станут ее покупать в дальнейшем: их внешность, характеры, предпочтения. Они ищут образ нашего современника, стараются разобраться в его взаимоотношениях с миром одежды».