Мы продолжаем проект “Сила возраста”, и нынче его героями стали трое отважных моржей на пенсии.
_Мы продолжаем проект «Сила возраста». Сегодня его героями стали трое отважных моржей на пенсии. Каждый раз они преодолевают себя, заходя в прорубь. Как они увлеклись экстремальным для многих зимним плаванием, что для себя в нем находят, что ощущают при погружении — эти и многие другие вопросы мы задали поястоянным членам центра закаливания и плавания в ледяной воде «АквАйСпорт-Тюмень»._
Из Африки — в прорубь
=====================
Юрию Васильевичу Малахову 72 года. Много лет он отдал небу — работал бортмехаником на вертолетах авиакомпании «ЮТэйр». С 1993 года облетел всю Африку. Семь лет назад вышел на пенсию. А вот как после жаркой Африки попасть в студеную прорубь — целая история.
Моржеванием он занялся около 20 лет назад. «Подруга моей жены занималась моржеванием в клубе „Кристалл“. Как-то пришла к нам в марте в гости и говорит — пойдем! А я испугался, но обещал самому себе, что зимой попробую», — вспоминает Юрий Васильевич. Для него, бывшего спортсмена, это стало настоящим вызовом. Все лето до поздней осени он ходил на водоем, так плавно вошел в зиму.
«В первый раз зашел в воду — грудь к позвоночнику прилипла», — смеется морж. Сейчас нечто подобное он наблюдает и у новичков. А что испытываешь в самой воде, описать трудно. «Вот когда люди в крещенские купели окунаются — ощущения намного хуже. А как поплывешь — несколько взмахов — и уже адаптировался», — поделился впечатлениями Юрий Малахов.
Сезон зимнего плавания начинается в первой декаде ноября. Однако на самом деле моржи купаются круглый год, без перерывов. Особенно хорошо холодным летом — городских на водоемах никого нет, а моржам полное раздолье. Та самая прохладная, казалось бы, для обычных людей вода — для них по-настоящему теплая.
Памятным для Юрия Малахова стал 2012 год, когда появился новый клуб на озере Липовом, ныне — озере Чемпионов. «Сначала не было домика, раздевались прямо на берегу, разжигали костер и грелись. Потом дом построили, и стало уже хорошо», — рассказывает он.
Просто так плавать Юрию Васильевичу неинтересно. Он спортсмен, а в моржевании есть способы проявить себя. Но рассказывает он об этом скромно: «Я плаваю не очень быстро, занимался в прошлом лыжными гонками, а тут просто прихожу поучаствовать в соревнованиях. Раньше по 100-150 метров плавал, сейчас проплываю 50-75 метров — мне достаточно».
Он вспоминает свои первые соревнования в декабре 2012 года — было очень холодно. «Плыл 50 и 150 метров. Вышел, а на улице минус 33 с ветром. Подошла журналистка с микрофоном, что-то у меня спрашивает… Потом на работу прихожу, а там, оказывается, все на меня смотрели и за меня боялись — скорее бы перестал говорить. А мне-то не холодно! Тело, когда выходишь из холодной воды, как паяльной лампой прошлись», — вспоминает Юрий Малахов.
Чтобы практиковать моржевание, необязательно вступать в клуб. Но у пенсионера-летчика тут появился новый коллектив, люди, в основном, молодые. «Со старыми встречаешься, они болезни начинают вспоминать да таблетки. А здесь одна молодежь. И я о своем возрасте не вспоминаю, все болезни отступают», — говорит Юрий Малахов.
Что касается здоровья, то на него пенсионер не жалуется. И любое «дурное», предпростудное состояние с легкостью снимается заплывом в ледяной воде.
Вся жизнь — вода
================
Большой поклонник зимнего плавания Евгений Айдарбекович Нурмаганбетов перебрался в Тюмень с севера, когда вышел на пенсию. На воде он провел всю свою жизнь — работал на теплоходе механиком, ходил по рекам Тюменской области и Югры. Сейчас ему 60 лет, он полон сил и четыре раза в неделю спешит окунуться в прорубь на озере Чемпионов.
Спортом Евгений Нурмаганбетов никогда особо не увлекался, а в моржевании оказался благодаря родственнику. «Это было в 2013 году. Зашли мы как-то на него посмотреть. Честно говоря, я тогда отнесся к этому отрицательно. Сказал, что не сумасшедший и окунаться не стану», — вспоминает он. А вот жена оказалась другого мнения и решила попробовать. Пришлось Евгению возить ее в прорубь. Постепенно и сам пришел к выводу, что это может быть интересным опытом. Но чтобы процесс не стал шоком для организма, решил начать летом и плавно перешел в зимний режим. Такой переход оказался на пользу.
«Если раньше обязательно зимой гриппом болел, то сейчас не болею, не температурю. А если что-то начинается, руководитель нашего клуба советует купаться без бани. Попробовал — оказалось, что на следующий день сразу выздоравливаешь. Вот сейчас купаюсь только без бани: пришел, окунулся, вышел и пошел в раздевалку», — говорит Евгений Нурмаганбетов.
Баня — самое милое дело после зимнего заплыва. «В баню обязательно надо ходить тем, кто на большие расстояния плавает. А я преодолеваю 50-100 метров и не успеваю даже замерзнуть», — отмечает Евгений Нурмаганбетов. Сейчас в воде он проводит минуты три-четыре, за рекордами не гонится, спортивных достижений не жаждет. Правда, как-то раз занял призовое место на соревнованиях.
Вступить в клуб — значимый шаг для тюменского пенсионера. Для него важно общение с людьми, которые разделяют его стиль жизни и интересы. Да и после приезда из Сургута в Тюмень знакомых было немного. Теперь же — совсем другое дело.
Эффект от моржевания наступает в первый же год, уверен Евгений Нурмаганбетов, появляется невероятная бодрость. Да и чувствует он себя моложе — 60 лет ему никто бы не дал.
«Дело в том, что я не курю и не пью. А из холодной воды выходишь — такой драйв. Когда приезжаю на прорубь, у меня желания туда лезть нет совсем. Я ведь знаю, что вода холодная. Но наш руководитель Андрей Агарков говорит: вода для всех холодная, ни о чем не думайте, просто идите. Мы так и делаем», — вот так, каждый раз преодолевая себя, Евгений Нурмаганбетов вместе с единомышленниками испытывает свою отвагу и выносливость.
Знакомые, которые узнают об увлечении Евгения, интересуются, просят рассказать, каково это — нырять в ледяную воду. «Мы не просто рассказываем, но и пытаемся агитировать. И знаете, некоторых удалось вовлечь», — радуется он.
Летом — пчелы, зимой — полынья
==============================
Татьяна Серафимовна Якубан раньше работала массажисткой, у нее была успешная индивидуальная практика. Сейчас ей 67 лет, у нее трое взрослых детей и, по ее мнению, возраст — просто цифры. Именно теперь у женщины появилась масса времени, чтобы заняться собой. И она воплощает свои желания: летом живет в деревне и разводит пчел, зимой — приезжает в город и плавает наравне с молодежью, а еще пишет небольшие рассказы и собирается выучить английский язык.
Татьяна Якубан пришла в клуб около шести лет назад. К моржеванию ее приобщил сын. Сама бы она, признается, никогда бы до такого не додумалась.
«У меня дыхание перехватило. В семь утра поздней осенью сын заехал за мной. Спустились к озеру, был туман и немного страшно. Я ощутила, какая маленькая на этой земле. Холода не почувствовала, но когда мы переоделись и сели в машину, начало колотить. И было так здорово, так хорошо!» — красноречиво описывает дебютный заплыв Татьяна Серафимовна.
Из-за постоянной занятости сын прекратил занятия. Татьяна загрустила и забросила моржевание. Но в клубе о ней не забывали, снова звали в прорубь. И она вернулась. Теперь участвует в соревнованиях и достойно представляет свой клуб.
Татьяна Якубан уверена: нужно ставить перед собой амбициозные цели. Одна из них — проплыть 200 метров в ледяной воде. «Это для меня было настолько смело, что сама боялась. Ведь восемь месяцев назад едва проплывала 50 метров. А сейчас смотрю на эту дистанцию и думаю, как это было смешно», — признается она.
Теперь в холодной воде она может проплыть даже 300 метров. Занятия старается не пропускать, ведь у нее впереди новая цель — участие в этапе кубка мира по зимнему плаванию в Карелии.
Татьяну Серафимовну возит на прорубь супруг. Каждый раз ворчит, но отважно мерзнет возле проруби. Сейчас они нашли приемлемый вариант — вместо стояния муж занялся ходьбой. Однако холода он опасается и в прорубь лезть не намерен. Совсем недавно после раздумий супруг признался, что ценит увлечение жены — оно дает ему стимул и самому быть активнее.
«Каждый раз, когда идешь в прорубь, нужно преодолеть себя. И когда это случается, то чувствуешь себя неимоверно счастливой! Тебя переполняют гормоны радости! Как будто кругом такое счастье! И за этим опять хочется ехать!» — восторгается Татьяна Якубан.
Благодаря моржеванию, она стала здоровее и моложе. Зимнее плавание называет большим стимулом: «Я уже не помню, когда простудами болела. А если заболеваю, мне не нужны таблетки, все быстро проходит».
Про клуб рассказывает, что здесь много молодых, и это сначала было для нее непривычным. Но сейчас ей нравится общаться с молодежью: «Я многому у них учусь. Участвую в соревнованиях, всегда смотрю за тем, кто как плывет, у кого какая техника».
Теперь моржеванием увлеклась и средняя дочь Татьяны, она стала верным помощником матери в подготовке к турниру в Карелии. Подзадоривает, стимулирует плыть чуть больше, чем запланировано: «Хотели плыть 400 метров, а проплыли 800». Еще одним примером для тюменки служит руководитель клуба Андрей Агарков. «Агарков-то наш в Антарктиде плыл! А тут 200 метров проплыть! Ничего! А когда сидишь в сауне и греешься, то получаешь такой позитив и эмоции! Я не знаю, что бы делала без клуба!» — говорит Татьяна Якубан.
_Моржи со стажем отличаются неиссякаемым оптимизмом. Они уверяют, что холодный образ жизни делает их активнее и увереннее в себе. А к докторам любители зимних заплывов не ходят. И свои ощущения описывают одним словом — радость._