Рабочая группа, в которую входят депутаты городской Думы, чиновники, налоговики и представители федеральных структур, пытаются "заземлить" проблему "высокого напряжения". Речь идет о корректировке ставки земельного налога с садоводческих кооперативов и промышленных предприятий. Руководители Тюменского аккумуляторного завода, Завода медоборудования, Нефтемаша и ПАТП-1 просят Думу разработать новую методику начисления налога.
Странная это штука — земля, и отношение к ней странное, особенно в России. Она — и повод для революций, и национальная гордость, и кормилица, и предмет торга, и бесценный ресурс. Настолько бесценный, что платить за него люди почему-то не хотят. По крайней мере, по тем правилам, что установило сегодня государство. С 1 января в стране принципиально поменялся порядок исчисления земельного налога, ставки которого отныне регулируются на основании новой кадастровой стоимости земли. Она, в свою очередь, зависит от формы собственности участка, приближенности к центру, наличия инфраструктуры и многих других критериев. Определяется кадастровая стоимость по методике, утвержденной на уровне федерации. Причем эта методика давно и заслуженно критикуется, а эксперты, в том числе, и тюменские, называют ее некорректной. В Тюмени коэффициент земельного налога установлен на уровне 1,5%. Но после введения новой кадастровой стоимости земли эта скромная цифра обернулась резким — в десятки, а кое-где и в сотни раз, — скачком земельного налога для рядовых граждан: владельцев гаражей, погребов, дач, членов товариществ собственников жилья. Городским чиновникам и депутатам по всей стране пришлось в буквальном смысле рыть носом землю, чтоб избежать социального недовольства. В Тюмени эту проблему стали решать поэтапно. Сначала провели «амнистию» для владельцев гаражей и погребов — ставку земельного налога им «скостили» с 1,5% до 0,5%. Теперь за свою собственность они будут платить от 200 до 2 300 рублей в год — в зависимости от площади недвижимости и ее месторасположения. Если бы коэффициент сохранился на уровне 1,5%, то ежегодные выплаты при новой кадастровой стоимости земельных участков могли бы приблизиться к 7 тысячам рублей с человека. В результате принятого решения бюджет недосчитается 34,5 млн рублей, но эту «дыру» депутаты собираются «заткнуть» другими налоговыми сборами — социальное спокойствие стоит дороже. Сейчас рабочая группа, в которую входят депутаты городской Думы, чиновники, налоговики и представители федеральных структур, пытаются «заземлить» еще одну проблему «высокого напряжения». Речь идет о земельном налоге с садоводческих кооперативов и промышленных предприятий. Депутатам приходится самим, без опоры на какие-либо методики и инструкции (их в федеральном законодательстве попросту нет), путем проб и ошибок искать выход из тупика. На столе у члена рабочей группы, председателя комиссии по городскому самоуправлению городской Думы Павла Головина, к которому «Вслух.ру» обратился за комментариями по земельному вопросу, — пачка обращений от дачников и руководителей крупных предприятий — Тюменского аккумуляторного завода, Завода медоборудования, Нефтемаша и ПАТП-1. Все просят об одном — скорректировать ставку земельного налога. Причем, не по всей территории, находящейся в собственности, а лишь по той, что не связана с промышленным производством. Многие крупные предприятия, говорит Головин, сегодня владеют объектами социального значения — профилакториями, спортивными центрами и даже детскими садами. Платить за эту землю как за участки промышленного назначения предприятия справедливо не хотят. Например, на балансе завода Нефтемаш находится центр развития ребенка — детский сад, выполняющий социальный заказ по реабилитации детей-инвалидов. За этот участок в 2005 году был уплачен налог на землю в сумме 300 тысяч 866 рублей. После введения федерального закона кадастровая стоимость этой территории составила 94 миллиона 738 тысяч рублей. В результате сумма земельного налога на 2006 год выросла в 5 раз по сравнению с предыдущим годом — до 1 миллиона 421 тысячи рублей в год. В своем письме к депутатам руководители «Нефтемаша» непрозрачно намекают, что отношение к детским садам вне зависимости от формы собственности в городе должно быть одинаковым. «Естественно, мы с этим согласны. Полтора миллиона земельного налога с садика — это вне логики и здравого смысла. Только федеральное законодательство такие ситуации не учитывает. Пытаемся разобраться своими силами, еще ведь не поздно. Сложность в том, что методик нет, анализа нет, приходится создавать прецеденты», — говорит Павел Головин. По его словам, в работу по созданию таких прецедентов включились все уровни власти: экономисты мэрии проводят сравнительный анализ земельного налога за 2005 и 2006 год по каждому конкретному предприятию, Роснедвижимость готовит справки по назначению земель, налоговики помогают депутатам разработать методики начисления земельного налога. При этом Головин признает, что в отдельных случаях предприятие может своими силами, без помощи власти, компенсировать налоговые потери. «Не будем забывать, что многие предприятия сегодня сдают свою землю в аренду. Это, безусловно, их право как собственников. Но ведь они вполне могут поднять стоимость аренды и таким образом компенсировать потери. Этот фактор мы тоже должны учитывать при вынесении решения по корректировке ставки земельного налога», — подчеркивает глава думской комиссии. Одновременно с этим члены рабочей группы решают вопрос по земельному налогу с садоводческих товариществ. Здесь ситуация с разработкой методики еще более запутанная. «Кооператив занимает определенный участок земли, в нем много членов. Есть те, кто подпадает под льготы. Но методики начисления налога опять же нет, — сетует Павел Головин. — Как мы можем в процессе налогообложения кооператива вычленить те участки, владельцы которых подпадают под льготные категории? Ведь налог на землю должен платить кооператив в целом, как произвести этот расчет? Идет анализ, мы все работаем над этим».Депутаты заявляют, что «грызть землю» Дума будет до тех пор, пока не выработает собственные правила игры муниципалитета на «налоговой ниве».