8 марта в 12.00 на площади перед центром Чувашской культуры по адресу ул. Энергетиков 44а состоится чувашский праздник Саварни (Масленица) - народное гулянье в сопровождении концерта, блинов и блюд чувашской национальной кухни.
8 марта в 12.00 на площади перед центром Чувашской культуры по адресу ул. Энергетиков 44а состоится чувашский праздник Саварни (Масленица) — народное гулянье в сопровождении концерта, блинов и блюд чувашской национальной кухни. Организаторами мероприятия выступили комитет по делам национальностей Тюменской области, отдел чувашской культуры ДНК «Строитель» и ассоциация чувашей «Таван».Саварни — веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской масленице. Празднование Саварни приурочивалось к периоду весеннего равноденствия, сообщили «Вслух.ру» в отделе по связям с общественностью ДНК «Строитель».Праздник открывали дети. Каждый стремился как можно раньше выйти на горку, где традиционно проводились масленичные торжества. Того, кто первым прокладывал санный путь, в деревне называли «открывающим путь вешним водам» (шыв суле усакан), он пользовался всеобщим уважением. Ему доверяли начинать весенний сев. Катание с гор носило иносказательное название «серси ури хусни» (ломание воробьиных ног). Каждый из ребят при первом спуске с горы сыпал конопляные семена и говорил ритуальные приговорки (просьбы). Приговаривали до тех пор, пока салазки не остановятся. Считалось, сколько успеешь высказать просьб, столько и сбудется. Ближе к обеду на гору выходили молодки и катались на прялках, а к вечеру их заменяли пожилые женщины. Чуваши верили, что скатывание с гор на донце прялки приносит успех в женских делах — обработке волокна, прядении и ткачестве, а также изгоняет всякую хворобу. В некоторых местностях в масленицу ходили ряженные «масленичные бабки» (саварни карчаке) и «масленичные деды» (саварни старике). По народным представлениям эти ряженные персонажи были призваны изгонять из селения злых духов и болезни, то есть духов зимы. Во время Саварни в деревнях молодежь устраивала и катания на лошадях. Кроме того, в центре села на высоком месте устраивали из смоляных бочек, старых колес и снопов чучело «масленичной бабы» (саварни карчаке). Его устанавливали на больших старых санях. Чучело олицетворяло одряхлевшую хозяйку зимы. Ровно в полночь торжественно зажигали красовавшееся целую неделю чучело «масленичной бабы», вытаскивали сани за деревню на западную окраину и скатывали с горки. Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня, и еще долго продолжались масленичные песни и пляски. Жаркий костер извещал о последних днях колдуньи-зимы и своим теплом напоминал о наступившей весне.