В последнее время общественность активно обсуждает тему реформирования здравоохранения в Тюменской области. С начала 2005 года в медицинской сфере происходит много значимых процессов, которые, несомненно, повлияют на дальнейшее ее развитие. Какие изменения произойдут в этой отрасли, волнует большинство жителей региона, ведь за медицинской помощью в ...
В последнее время общественность активно обсуждает тему реформирования здравоохранения
в Тюменской области. С начала 2005 года в медицинской сфере происходит много значимых процессов, которые, несомненно, повлияют на дальнейшее ее развитие. Какие изменения произойдут в этой отрасли, волнует большинство жителей региона, ведь за медицинской помощью в тот или иной момент обращается практически каждый из нас. Получить комментарий на актуальную тему мы решили у руководителя областного здравоохранения, как говорится, из первых уст. Нашим собеседником сегодня стал директор департамента здравоохранения Тюменской области Андрей Кудряков.
— Андрей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, об основных задачах преобразований?
— Реформа нацелена, прежде всего, на то, чтобы увеличить доступность и улучшить качество медицинской помощи, которая оказывается на территории Тюменской области, а также поднять уровень зарплаты работников этой отрасли. С 1991 года, когда распался Советский Союз, прошло уже много времени, но не секрет, что система здравоохранения на федеральном уровне формируется по тем принципам, которые были в советские времена. Такая ситуация наблюдается во всей Российской Федерации, за исключением Тюменской области.
— То есть мы выступаем в роли новаторов, в чем это проявляется?
— У нас иные, абсолютно отличные от других территорий России принципы оплаты труда врачей, формирования штатных расписаний в лечебно-профилактических учреждениях, а также система оплаты оказанной медицинской помощи для этих медицинских учреждений. Все это осуществляется при том условии, что мы должны рационально использовать денежные средства, которые нам выделяются. Отмечу, что бюджет здравоохранения в 2005 году по сравнению с 2001-м возрос почти в три раза и составляет сейчас более 5 млрд рублей. Цифры говорят сами за себя
— Главные врачи получили большую свободу действий?
— С 1 января 2005 года главврачи самостоятельно утверждают положение об оплате труда в своем медицинском учреждении. Кроме того, штатное расписание также утверждается главным врачом. То есть руководитель, исходя из нагрузки лечебного учреждения и необходимости определенного объема медицинской помощи, определяет нужное количество работников.
— В чем новшество системы оплаты услуг медицин-ских учреждений?
— Оплата лечебно-профилактическому учреждению осуществляется в соответствии с тем объемом медицинском помощи, которое оно реально оказывает населению.
С 1 января 2005 года финансирование учреждений идет по новому принципу: за счет средств бюджета оплачиваются только коммунальные услуги и капитальный ремонт. Все остальное медицинские учреждения зарабатывают самостоятельно и получают за это средства из Фонда обязательного медицинского страхования. То есть реализуется принцип «деньги следуют за пациентом». Уже нет сметного финансирования, как это было ранее, когда на год медицинскому учреждению выделялось определенное количество средств и расходовались они независимо от того, востребовано это учреждение или нет, обращаются ли сюда пациенты. Сейчас ситуация иная: в зависимости от того, как лечебно-профилактическое учреждение работает, оно получает ту или иную сумму денег. Ведь если человеку «не интересно» какое-либо медицинское учреждение, в котором нет определенных специалистов, диагностического оборудования, он может уйти в другое.
— Действует принцип «свободного хождения» полиса ОМС?
— Действительно, мы открепили пациентов от амбулаторных учреждений, сейчас нет жесткого территориального прикрепления к тому или иному лечебно-профилактическому учреждению. Это означает, что человек может вы-брать то лечебное учреждение, которое действуют по программе госгарантий, и, имея на руках полис обязательного медицинского страхования, лечиться там, где хочет.
— Что еще поменялось в системе финансирования больниц и поликлиник?
— Услуги медицинским учреждениям теперь оплачиваются по «законченному случаю», а не по посещениям. Мы определили стоимость лечения по каждому случаю стационарной и амбулаторной помощи, и при положительных результатах лечебно-профилактическое учреждение получает деньги как раз за так называемый «законченный случай» (от есть от первого прихода пациента до его выздоровления). Теперь врачу нет необходимости направлять пациента на дополнительные диагностические исследования (зачастую ненужные в конкретной ситуации и дорогостоящие). Лечебное учреждение имеет возможность, если так можно выразиться в отношении пациентов, оказывать медицинскую помощь при меньших затратах, но получать запланированные деньги при положительных результатах лечения.
— Используя подобную экономическую модель, возможно ли улучшить благосостояние медицинских работников?
— Конечно, ведь это одна из целей реформирования. И сейчас заработная плата медицинских работников на юге региона выше, чем в других областях. За полгода мы вышли к средней заработной плате у врачей выше 9 тысяч рублей, и это без учета зарплаты руководителей. По среднему медицинскому персоналу — это более 5,5 тысячи рублей. Но главное, на мой взгляд, что впервые за многие годы мы достигли того, что уровень заработной платы младшим медицинским работникам стал больше прожиточного минимума, который установлен в Тюменской области, они получают более 2,7 тысячи рублей. Раньше это была самая малооплачиваемая категория населения. В целом это говорит о том, что мы хорошо движемся вперед.
— Однако можно ли говорить о том, что при таких экономических условиях защищен пациент?
— Бытует мнение, что сейчас в лечебных учреждениях приходится платить за все. На самом деле ситуация иная. Так, по итогам 2004 года доля внебюджетных средств, полученных лечебными учреждениями за счет платных услуг, составила лишь чуть более 10%. А с недавнего времени введены листы учета медицинских услуг, которые как раз являются одним из инструментов контроля оказания качественной медицинской помощи. В таком листе указывается все данные о пациенте, наименование страховой компании, номер страхового полиса, отчетный период и стоимость лечения. После этого лечебное учреждение прикладывает листы к счету, он направляется в страховую компанию, а затем счет предъявляется в Фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, что пациент видит, сколько государство тратит на поправку его здоровья и высказывает свое мнение о полученной медицинской помощи, это нововведение является одним из моментов, улучшающих ее качество. Ведь если человек выскажет отрицательное мнение, то лечебно-профилактическое учреждение не получит деньги. Зная это, врачи заинтересованы оказывать качественные услуги, чтобы пациенты были довольны выбором медицинского учреждения.
— Но, в таком случае, не могут ли пострадать лечебно-профилактические учреждения? Ведь люди бывают разные, кому-то не понравилось общение, а помощь была оказана качественная
И еще, не грозит ли это появлением «черных списков» пациентов?
— Действительно, не все пациенты обладают знаниями в сфере медицины, и суждения их могут быть субъективными. Именно поэтому в системе обязательного медицинского страхования создан экспертный совет, который рассматривает как раз такие спорные моменты: когда по медицинским технологиям помощь оказана в полном объеме и достигнут положительный результат лечения, а пациент высказал отрицательное мнение. В таком случае решение об оплате или неоплате услуг лечебно-профилактического учреждения выносится только после рассмотрения такой ситуации на экспертном совете. А появление «черных списков» пациентов, как вы их называете, по определению быть не может.
— В других регионах существует подобная практика?
— Да, в других областях есть системы, в чем-то схожие с нашей, но чаще всего они применяются лишь в стационаром звене. Мы же вязли за правило и стали работать в таком режиме во всех лечебно-профилактических учреждениях области — при оказании как стационарной, так и амбулаторной помощи.
— Андрей Юрьевич, давайте более детально разберемся, какая медицинская помощь оказывается в рамках государственных гарантий, а за что нужно платить?
— С 1 апреля 2005 года мы ввели стандарты оказания медицинской помощи. Они разрабатывались самостоятельно каждым конкретным лечебным учреждениям и согласованы комиссией департамента здравоохранения. Стандарт представляет собой технологическую карту, которая четко и ясно описывает оказание медицинской помощи при том или ином заболевании. Это перечень всех медицинских манипуляций, обязательных исследований и медикаментов, оплата которых гарантируется за счет государства. У пациентов зачастую возникает желание, например при простуде, пройти УЗИ органов брюшной полости, но если медицинских показаний для такого обследования не существует, человеку предложат за него заплатить. В то же время, при наличии показаний для проведения того или иного диагностического обследования или лабораторного исследования они осуществляются бесплатно. Для пациента и для врача стандарты дают четкое представление, какой объем медицинской помощи оказывается бесплатно, а за что придется заплатить. При этом стандарты хранятся в кабинете у врача и не являются секретным документом. Придя к доктору, вы можете попросить посмотреть стандарт и увидеть, какая помощь при вашем заболевании будет оказана в рамках госгарантий.
— Это единственный плюс введения стандартов?
— Нет, кроме того, стандартизация снимает проблему во взаимоотношениях между страховыми медицинскими компаниями, лечебно-профилактическими учреждениями и Фондом обязательного медицинского страхования. Раньше при проведении экспертизы случаев лечения порой возникали разночтения. Ведь медицина по большей части наука эмпирическая, и у каждого эксперта свои воззрения на то, как правильно лечить, какие лабораторно-диагностические исследования проводить, какие препараты назначать. Стандарты снимают разногласия между страховщиком, который проводит экспертизу качества оказания помощи, и лечебно-профилактическим учреждением в том плане, что теперь нет нареканий на врачей по поводу какой-либо не проведенной медицинской манипуляции или же, наоборот, излишне выполненной процедуры. И все потому, что существует стандарт, в котором прописана вся технология лечения того или иного заболевания. Эксперт, приходя в любое медицинское учреждение, в первую очередь смотрит, все ли, что входит по стандарту в лечение заболевания, назначено врачом. Если что-то сделано неверно, эксперты страховых компаний делают организационные выводы в отношении врачей и лечебно-профилактических учреждений.
— А экспертизой качества медицинской помощи занимаются только страховые компании?
— Отделы по контролю за качеством медицинской помощи есть и в департаменте здравоохранения Тюменской области, который осуществляет управляющие функции, и в территориальном Фонде обязательного медицинского страхования, являющимся финансово-кредитной организацией. Однако по закону о медицинском страховании граждан РФ именно страховым компаниям напрямую поручено заниматься вопросом экспертизы и работать с населением. Фонд и департамент являются надзорными органами в этой ситуации.
— К чему же все-таки готовиться простым жителям Тюменской области в свете преобразований?
— Во-первых, необходимо повышать собственную ответственность за состояние здоровья. Человек, прежде всего, сам должен быть заинтересован в этом: вести здоровый образ жизни и заниматься профилактикой заболеваний. Так принято во всех цивилизованных странах мира. У нас, к сожалению, пока другие стереотипы — считается, что это сделает за гражданина государство. Хотя, признаемся, что если такая иждивенческая психология насаждалась не один десяток лет, вернуть все на круги своя — долгий процесс. Во-вторых, следует понимать, что не случится такого, что мы оставим кого-то без медицинской помощи. Но, естественно, государство не всесильно, и пациент будет частично самостоятельно участвовать в финансировании того или иного вида медицинской помощи, которую он будет получать в государственных или иной формы собственности медицинских учреждениях.
— Кстати, говорят, что ряд медицинских учреждений будет переведен в автономные некоммерче-ские организации (АНО)?
— Да, из ста с лишним областных учреждений восемь до конца года будут переведены в автономные некоммерческие организации. Суть в том, что АНО не является бюджетным учреждением, хотя может быть бюджетополучателем. Но в отношении оказания медицин-ской помощи на платной основе в рамках действующей лицензии, в оплате труда, стимулировании работников, формировании штатного расписания у АНО намного меньше бюрократических препон. Также в АНО действует упрощенная форма бухгалтерского учета. Отмечу, что в АНО не будут переведены социально значимые медицинские учреждения области. В любом случае все АНО будут работать в рамках программы госгарантий, которая утверждается губернатором Тюменской области. Это означает такой же жесткий контроль, существующий сейчас в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. То есть они будут работать в том же самом правовом поле, что и остальные медицинские учреждения, но могут предоставлять более широкий спектр медицинских услуг и технологий на коммерческой основе.
— С начала года в большой Тюменской области действует программа «Сотрудничество», которая предусматривает для жителей Севера получение медицинской помощи в лучших учреждениях юга региона. Каковы результаты?
— Они более чем оптимистичны. Мы уже пролечили свыше восьми тысяч человек из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, хотя изначально планировали за год оказать помощь десяти тысячам северян. Мы предлагаем жителям округов высокотехнологичную медицинскую помощь в передовых лечебных учреждениях, при этом при появлении новейших медицинских технологий они тут же включаются в «Сотрудничество». В рамках реализации программы идет ремонт в наших лечебных учреждениях, строятся новые корпуса, переоснащаются новым оборудованием лечебно-профилактические учреждения. Финансирование программы осуществляется в полном объеме, и никаких затруднений и задержек не существует. Напомним, что в рамках «Сотрудничества» мы оплачиваем для жителей северных округов не только оказание медицинской помощи, но и проезд к месту лечения и обратно. Что немаловажно, жители юга области ни в чем не ущемлены, а в перспективе даже выиграют.
— Андрей Юрьевич, в заключение нашей беседы скажите, каким вы видите сегодняшнее здравоохранение области?
— Жизнь очень динамична, она постоянно меняется, и необходимо, чтобы с ней совершенствовалась система здравоохранения региона. Сейчас мы в большом объеме ведем ремонт медицинских учреждений, проводим реконструкцию второй областной больницы, областной больницы и других. Постоянно идет переоснащение лечебно-профилактических учреждений новым оборудованием, для высококачественного лечения пациентов внедряются современные медицинские технологии. Я думаю, что сама действительность показывает, какие усилия мы предпринимаем в сфере здравоохранения при поддержке правительства Тюменской области.