Пьесу Жана-Батиста Мольера "Плутни Скапена" читать скучно – хитрости, к которым прибегает неаполитанский слуга XVII века, настолько универсальны, что их уже сотни раз использовали кинематографисты и мультипликаторы, каждый шаг героев предсказуем, финал известен заранее. Но прочитать ее перед просмотром нового спектакля в тюменском драматическом театре все же стоит...
Пьесу Жана-Батиста Мольера «Плутни Скапена» читать скучно — хитрости, к которым прибегает неаполитанский слуга XVII века, настолько универсальны, что их уже сотни раз использовали кинематографисты и мультипликаторы, каждый шаг героев предсказуем, финал известен заранее. Но прочитать ее перед просмотром нового спектакля в тюменском драматическом театре стоит — для того, чтобы понять, как режиссеру удалось преобразить классическую комедию. В трактовке Мольера приглашенный режиссер Линас Зайкаускас проявляет невиданную для Тюмени изобретательность и иронию. Может, в столичном театре его придумки и не выглядели бы так свежо, но у нас Зайкаускасу можно только восхищенно аплодировать. Он не изобретает нового, но остроумно использует всем известные приемы. Теле-шоу, цирк и варьете, кино и компьютерные игры приучили всякого зрителя, даже не знакомого с терминами «эклектика» или «постмодернизм», к сочетанию несочетаемого, к переплетению жанров и эпох, к нелинейному диалогу героев шоу со зрителем. Так что режиссеру остается только ни в чем себе не отказывать. Главные мотивы, из которых он плетет свои «Плутни», видны уже в первой сцене спектакля: классические архитектурные мотивы отсылают к античному театру, шум моря и кафе с белыми столиками настраивает на курортный роман, занавес в луче света и светящиеся гирлянды приглашают на представление, которое must go on. Затяжной пролог стал для режиссера первым и едва ли не самым сложным испытанием. Два первых явления, скоропалительно вводящих зрителя в курс дела, не спасло даже раздевание влюбленного юноши Октава (Александр Кудрин) и его наставника Сильвестра (Владимир Ващенко), даже их жалкие попытки утопиться в мелком бассейне, даже трюк с заиканием Сильвестра. Появление ловкача Скапена всего на пару минут развеяло томительное ожидание настоящего действия — «звездное» появление перед публикой удается Сергею Скобелеву очень естественно (равно как и финальный поклон). Отмучавшись в прологе, зритель получает целый каскад удивительных знакомств и трюков. Возлюбленную Октава, Гиацинту выносят на сцену качели, а потом и руки «хора», его папаша, Аргант (Владимир Обрезков) оказывается громовержцем в спортивном костюме и с гранатой за поясом. Неожиданный, некрасивый, на первый взгляд, занавес в середине первого акта открывается, чтобы обнаружить замечательный диалог Арганта с главой еще одного неаполитанского семейства Жеронтом (Андрей Волошенко). Здесь совпала органичность актеров — Волошенко и Обрезков играют, пожалуй, лучше всех в спектакле, — и режиссерская находка, поместившая нувориша Жеронта в салон красоты, а бандиту Арганту вручившая топор для «выключения» света. Насколько диалог отцов и зыбких огоньков от их зажигалок прост и изящен, настолько рубленными, прямолинейными выглядят разборки и между Скапеном, Октавом и сыном Жеронта Леандром (Алексей Иноземцев). Возлюбленные купеческих сынков, Зербинетта (Татьяна Телегина) и Гиацинта (Галина Понятовская) тоже показывают себя не самым блестящим образом. Первая сцена после антракта интересна только в той степени, в какой ее разукрасил режиссер: мельтешение в модном магазине, примерка новых платьев, кокетство со Скапеном. Даже натягивание чулок не представляло на сцене ничего, кроме натягивания чулок — не сработали устоявшиеся эротические коннотации. Самой противоречивой сценой спектакля можно назвать диалог Жеронта и Зербинетты, в котором актриса безудержно и Очень Долго хохочет, а ее партер лишь вставляет краткие реплики. Татьяна Телегина хохотала натужно, вульгарно и жалко, поэтому всем бы было лучше, если бы эпизод закончился побыстрее. Но тогда бы мы не увидели, как хорош Андрей Волошенко, способный вызвать если не хохот, то искреннюю улыбку едва заметными мимическими движениями. Впрочем, всякие претензии к работе актеров очень своевременно снимает появление «с небес» то ли ангела, то ли Гермеса (Валерий Рябков), приносящего героям важные вести. Все трюки Линаса Зайкаускаса описывать не имеет смысла, равно как и пересказывать сюжет классической комедии. Так что в заключение можно сказать одно — Скапен просто обязан стать самой популярной и любимой комедией, поскольку, вполне возможно, это лучшая комедия в нашем театре. Фото Елены Фазлиуллиной