В тюменских музеях может быть проведена внеплановая проверка состояния фондов. По крайней мере, хранители старины не исключают такой вариант развития событий после скандальной кражи в Эрмитаже, где было похищено 221 ювелирное изделие. Речь идет о работах русских мастеров XVIII—XIX вв.еков общей стоимостью как минимум 130 млн рублей. Возможное проведение внеплановых проверок фондов во всех крупных музеях страны подтверждает и решение Министерства культуры РФ о созыве большого совещания, посвященного порядку хранения музейных ценностей и выработке программы наведения порядка в этой сфере. Как рассказали корреспонденту «Вслух.ру» в двух крупных музеях Тюменской области — Музее изобразительных искусств и краеведческом, пересчет экспонатов происходит в хранилищах старины постоянно. Отчет по последним сверкам должен быть представлен в региональный комитет по культуре, а оттуда — в Министерство — к 10 августа. Руководство обоих музеев утверждает, что за время их существования ни разу не было случая, чтоб при плановой проверке хранители не досчитались каких-нибудь экспонатов. Допуск к фондам очень строгий и разрешается только с письменного согласия директора учреждения культуры. Раскрывать секреты системы охраны сокровищниц и называть хотя бы приблизительную стоимость содержащихся в них раритетов музейщики по понятным причинам отказываются. Однако руководитель Музея изобразительных искусств Надежда Васькова считает, что в деле сохранности бесценных исторических реликвий главную роль играет человеческий фактор, а не «навороченность» системы сигнализации."Конечно, за халатность наши хранители, как и все, несут материальную и даже уголовную ответственность, но абсолютно все работают не за страх, а за совесть. Многие лично участвовали в составлении этих коллекций, проработали в музее десятки лет, и представить их в роли сбытчиков экспонатов просто невозможно", — говорит Васькова. Мотивацию поступков сотрудницы Эрмитажа, которая, по данным следствия, в течение последних лет «приторговывала» реликвиями, директор музея ИЗО категорически не принимает. Но отчасти понимает, как мог произойти беспрецедентный для музейного сообщества факт сбыта коллекции. «Хищения в Эрмитаже ведь начались еще в конце 90-х, когда музеи, казалось, были никому не нужны. Люди с многолетним стажем уходили из профессии. Возможно, тогда у коллекции и сменился хранитель, который оказался на поверку нечистоплотным», — полагает Надежда Васькова. По мнению эксперта, последнее ЧП притормозит тенденцию перехода к большей открытости фондовых хранилищ, которую активно начала внедрять Москва. Музейное сообщество никогда не одобряло идею введения открытого доступа к сокровищницам, говоря об опасности такой «революции» в музейном деле."Музей — это банк ценностей, и он должен работать как банк, необходимо внедрять систему страхования таких «бесценных» вкладов. Ведь если говорить о денежном эквиваленте вопроса, то экспонаты с каждым годом поднимаются в цене десятикратно. А уж говорить о введении системы доступа к фондам широкой публики и вовсе неразумно", — утверждает Надежда Васькова. Между тем руководство Эрмитажа вместе со специалистами Росохранкультуры и Роскультуры определили основные меры по изменению положения в сфере музейного хранения. Среди них — «резкое повышение внимания к роли хранителя и контролю за исполнением всех внутренних правил и приказов; принципиальное изменение графиков и приоритетов внутренней проверки и экспертизы; резкое ограничение доступности хранилища для сотрудников музея; серьезное ограничение количества выставок», сообщили в Эрмитаже. Кроме того, кража в Эрмитаже вскрыла еще одну проблему: в России не существует единого реестра музейного фонда, а система учета экспонатов во всех музеях своя. Теперь чиновникам Росохранкультуры, Роскультуры и Минкультуры вместе с музейщиками необходимо выработать общую систему учета и создать единую базу музейного фонда.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в
Telegram и самое полезное в
Vk.