«Красавицы России» — двусмысленное название для выставки, действующей в тюменском музее изобразительных искусств. Сначала все кажется прозрачным, в экспозиции представлены только женские портреты. Дамы, позировавшие сто или даже двести лет назад, если не красивы, то миловидны, интересны, нарядны, по крайней мере. Для позирования они выбрали когда-то в свои самые модные и красивые платья, уложили волосы в блестящие кудри, спрятали их под чепцами или украсили кокетливыми крохотными шляпками. И все же главные красавицы на выставке — сами картины. Галерея старинных портретов — гордость тюменского музея. Как и дамы, они наряжены в роскошные багеты — резные, с цветами и виньетками, как и изображенные красавицы, они отражают моду и пристрастия своих эпох. Среди парадных портретов середины XIX века — «Дама в чепце» Ф. М. Славянского. Ученик Венецианова демонстрирует школу, заложившую основы отечественной реалистической живописи. Немолодая дама в синем бархатном платье и чепце с большим голубым бантом и цветком спокойна и степенна, но, кажется, в ее глазах осталась мечтательность романтичной юной девушки. «Наем гувернантки» Э. Я. Шанкса, написанный в конце XIX века, заставляет вспомнить кареглазых красавиц и детей Ренуара. В салонном интерьере мать семейства представляет молодую гувернантку детям и их старой няне. Внешне спокойная, картина таит интригу, сразу несколько сюжетов. На первом плане — две противоположности. Брюнетка и блондинка, бледная усталая мадам и порозовевшая от смущения девица, изысканное белое платье и скромный черный костюм… Как поладят эти женщины? Как сложатся отношения гувернантки с няней? Полюбят ли дети новую знакомую? В поисках ответа зритель надолго останавливает свой взор перед картиной. Два разных подхода к женскому портрету, разделенных полувековой историей, иллюстрируют тщательно выписанная маслом картина С. К. Зарянко середины XIX века и легкая пастель А. Я Головина начала прошлого века. На первом портрете — молодая дама при полном параде. Торжественность обстановки подчеркивает и туго затянутый корсет атласного платья, и пышная юбка, и тщательно уложенная прическа. Рядом — светлая, утренняя пастель, как будто небрежный рисунок, лишь обозначающий главные детали сочными штрихами. Молодая женщина, кажется, недавно поднялась с постели: легкий беспорядок в прическе, простое платье, вроде пеньюара, ярко-алая нить бус, пунцовые губы… Пикантность экспозиции «Красавицы России» и есть в этой возможности наблюдать и сравнивать портреты разных эпох. Девицы и почтенные матроны; ряженые боярышни и крестьянки; юная невеста, хрупкая, как подросток; и боевая, энергичная императрица — галерея портретов занимает воображение и ненавязчиво преподает уроки истории живописи.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в
Telegram и самое полезное в
Vk.