Dipol FM | 105,6 fm
18 апреля в 09:47

Тюмень – консультант по нацпроекту «Образование»

Самые горячие точки реформы российского образования обсуждают в Москве директора инновационных школы сети "Эврика", представители Общественной палаты РФ, члены школьных советов и других гражданский организаций – участники слушаний Общественной палаты "Общественная экспертиза приоритетного национального проекта "Образование", проходящих ...

Самые горячие точки реформы российского образования обсуждают в Москве директора инновационных школы сети «Эврика» (eurekanet.ru), представители Общественной палаты РФ, члены школьных советов и других гражданских организаций — участники слушаний Общественной палаты «Общественная экспертиза приоритетного национального проекта «Образование», проходящих на базе ежегодной конференции-фестиваля «Эврика-Авангард».Этапом реализации нацпроекта «Образование» должно стать внедрение Комплексных проектов модернизации образования в порядка 15 тысяч школ более чем 20 регионов России, и «Эврика» является оператором внедрения этих комплексных проектов. Ключевые позиции КПМО знакомы Тюменской области не понаслышке. Стране только предстоит пережить то, что началось в Тюменской области несколько лет назад: травматичное, но необходимое расформирование маленьких сельских школ, введение нормативно-подушевого финансирования образования, переход на новую систему оплаты учительского труда. Не случайно в конкурсе регионов, работающих над модернизацией образования комиссия признала Тюмень наряду с Москвой и Сакнт-Петербургом регионом-консультантом. Как отметил ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, эти регионы подали такие сильные заявки на конкурс, что комиссия решила присвоить им почетный статус консультантов, правда, лишив при этом права на финансирование, которое получил 21 регион-победитель.Впрочем, почивать на лаврах рано, поскольку эксперты, в том числе Адамский и член комиссии Общественной палаты РФ по сохранению интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов, обращают внимание на опасность чисто формального, управленческого внедрения новых условий, которые могут и не привести к повышению качества образования, а именно это является стратегической целью образовательной реформы. Скажем, поголовный перевод школ в статус некоммерческих организаций управленческими решениями не приведет к желаемому результату. И если школы сети «Эврика», имеющие эффективных современных менеджеров однозначно выбирают финансовую свободу АНО, то директора школ, не готовые принять на себя личную ответственность за развитие образовательного учреждения вне субсидиарных гарантий государства, имеют все основания остаться в статусе государственных или муниципальных учреждений со сметным финансированием. Зоной риска является, например, и введение подушно-нормативного финансирования и реструктуризация сети школ. Тут не должно произойти подмены: эта система нужна не для экономии бюджетных средств, а для того, чтобы каждый ученик — живи он в мегаполисе или глухой деревне — имел равные возможности получить качественное образование. Сельские школы стоит расформировывать не потому, что они «нерентабельные», а потому, что соединение нескольких деревенских школ в одну, с сильной педагогической и технической базой повысит шансы учеников получить образование, соответствующее стандарту качества. Обязательное условие введения нормативно-подушевого финансирования — наличие фонда, средства которого распределяются на конкурсной основе между теми школами, которые могут претендовать на финансирование свыше подушевой нормы. Это могут быть эффективные сельские школы, где учится мало детей, но им обеспечивается высококачественное образование, или гимназии, работающие по инновационной системе и требующие дополнительных затрат на развитие, оправданных опять же высоким качеством образовательных услуг. Необходимым условием повышения качества образования специалисты «Эврики» считают участие гражданских институтов в контроле за качеством образования. В прошлом году в России прошел первый конкурс инновационных школ на получение президентского гранта в размере 1 милион рублей, полным ходом идет второй конкурс. Один из его ключевых этапов — оценка школьных заявок представителями общественных организаций. Однако опыт прошлого года показал, что эксперты представителей гражданских институтов работают неэффективно, подчеркнул Адамский. Это связано с тем, что «участие гражданских институтов в контроле за качеством» не означает прямое участие волонтеров общественных организаций в экспертной оценке, ведь звание эксперта означает определенный уровень профессиональной компетенции. Решение этой проблемы, согласно Адамскому, лежит в двух плоскостях. Во-первых, в России следует развивать рынок экспертизы. Гражданские организации должны заказывать экспертизу качества образования специалистам (соответственно, иметь возможность оплачивать работу экспертов). Тогда поощрение (будь то президентский грант или стимулирующая часть зарплаты, которую распределяет школьный совет) получат именно те школы и учителя, которые ориентированы на повышение качества образовательных услуг, а это в свою очередь заставит другие школы и педагогов искать пути совершенствования. Пока «стимулирующее» финансирование зачастую к «плате за бедность», а не за реальное качество. Деятели, выступающие от имени школы, что называется, бьют на жалость, рассказывая о школьных проблемах. И практика показывает, отметил Александр Адамский, что бедные школы могут из года в год жаловаться, получать средства, дети так и учатся в неприемлемых условиях, а депутаты, представители местного самоуправления или общественные деятели продолжают зарабатывать на этом политические очки. Одним из способов подготовки компетентных оценщиков качества образования глава Института «Эврика» видит в обучении представителей школьных советов и даже выдаче им сертификатов, поскольку участие в распределении школьных средств влечет ответственность за качество образования детей. Второй аспект общественного контроля за качеством образования лежит в плоскости общественного договора о том, что считать качественным образованием. Пока общество, власть и педагоги не договорятся, что считать успехами в образовании, любое вложение средств в нацпроект будет казаться обществу пустыми и неэффективными тратами. Надо отметить, здесь Адамский исходит из идеальной ситуации, в которой общество не только имеет мнение, отличное от официальной позиции, но и имеет смелость его выражать. Как бы то ни было, одной из стратегических задач объявляется формирование переговорных площадок, где решения по управлению школами будут приниматься в диалоге между властью, обществом и педагогами. Важно сформулировать, должна ли зарплата учителя зависеть от результатов его работы или «лучше быть равным в бедности, чем неравным в достатке», является ли повышение зарплаты инициативным и творческим педагогам гражданским заказом. Результатом введения комплексных проектов модернизации должно стать повышение качества образование, рост доходов учителей, удовлетворение граждан уровнем образования (общественное мнение), эффективное расходование бюджетных средств, внебюджетное финансирование, выравнивание условий получения образования для всех граждан. Но, снова и снова подчеркивает Александр Адамский, оценить все эти критерии невозможно формально, а только лишь при помощи гражданской экспертизы. Общественные слушания должны стать основой для появления переговорных площадок, на которых гражданские организации будут введены в политику управления образованием.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
МЧС предупреждает тюменцев о сильных грозах
МЧС предупреждает тюменцев о сильных грозах
Детей и пожилых граждан просят оставаться дома.
#новости Тюмени
#тк
#грозы
#погода
Грабитель отобрал у тюменца рюкзак с шестью миллионами рублей на выходе из банка
Грабитель отобрал у тюменца рюкзак с шестью миллионами рублей на выходе из банка
Его задержали, несмотря на конспирация.
#МВД
#полиция
#уголовное дело
#разбой
#банк
#деньги
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Александр Моор: Федеральная трасса в Абатском районе - на особом контроле
Александр Моор: Федеральная трасса в Абатском районе - на особом контроле
Глава региона сообщил оперативные данные по паводку.
#Александр Моор
#паводок
#Ишим
#Ишимский район
#Абатский район
#Тюменская область
#тк
Как хранить вербу дома: биолог дает советы в преддверии Вербного воскресенья
Как хранить вербу дома: биолог дает советы в преддверии Вербного воскресенья
Обычно вербу ставят в вазу без воды.
#верба
#Вербное воскресенье
#биолог
#эксперт
#советы
#новости России
#тк
В тюменском ТЦ «Южный» тушили пожар
В тюменском ТЦ «Южный» тушили пожар
Причины возгорания выясняются.
#МЧС
#пожар
#ЧП
#ТЦ
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк