В годы войны жители села Жидоусово Сорокинского района собрали на танк 150 тысяч рублей и вручили его танкистам перед битвой на Курской дуге.
Деньги на технику для фронта и Победы, конечно же, собирали во всех городах и селах. Из боевых машин формировали целые колонны. Однако в Жидоусово собрали всю сумму, необходимую для изготовления одного танка — это 150 тысяч рублей. Танк изготовили и передали экипажу танкистов-земляков в 1943 году перед Курской битвой, а в феврале 1944 года сельчане получили телеграмму с благодарностью от Сталина.
Эта телеграмма стала настоящей реликвией и хранится вместе с архивными выпусками газет о сборе денег на танк в районном краеведческом музее. 10 лет назад жители Сорокинского района (райцентр — Большое Сорокино) решили установить памятник труженикам тыла как раз в виде танка времен войны. С такой историей лучше памятника не придумаешь! Сорокинская «тридцатьчетверка» стала бы не только символом оружия Победы, но и трудового подвига народа.
Собирать на пушку — несерьезно
Как рассказала «Вслух.ру» инициатор установки памятника, жительница Большого Сорокино Надежда Гугель, все началось с Ефросиньи Малаховой, она руководила Жидоусовской полеводческой бригадой в местном колхозе «Знамя» и предложила председателю колхоза Павлу Голубеву собрать деньги на танк.
"Сначала Ефросинья Ильинична хотела собрать деньги на самолет, но поняли, что не потянут, — поясняет Надежда Гугель. — Собирать на пушку показалось несерьезно, а вот на танк — в самый раз. Среди всех сельчан Ефросинья Малахова внесла самую большую сумму — 10 тысяч рублей. Деньги собирали через районную газету. В одной из заметок журналист рассказал о пятилетней девочке, которая принесла в «копилку» 5 рублей, а потом добавила 15 рублей со словами: «Тетя, возьмите мои деньги. Пошлите их папеньке. Пусть он убьет всех фашистов и поскорее приедет домой».
Деньги, правда, собирали на два танка: на «Сорокинский мопровец» (МОПР — Международная организация помощи борцам революции) и на танк «Малютка». В общей сложности колхозникам Жидоусово удалось собрать на «тридцатьчетверку» 100 тысяч рублей. Еще 50 тысяч добавил колхоз. Потом, в 1943 году, Ефросинью Малахову отправили на завод в Омск вручать боевую машину экипажу.
Именные танки
Мы связались с внуком Ефросиньи Ильиничны — Александром Малаховым. Он пенсионер МВД. Говорит, что бабушка любила рассказывать историю про танк. В тот год она возила на подводе в Ишим картошку на продажу, урожай был хороший, картошку быстро раскупили, а все вырученные деньги Ефросинья Ильинична отдала на боевую машину. Внук подвердил, что танк был именно Т-34 и для вручения она ездила в Омск. Однако на Омском танковом заводе этот факт Надежде Гугель не подтвердили. К сожалению, найти информацию в газетах военных лет ей тоже пока не удалось. Но есть же телеграмма от Сталина! К тому же Надежда Гугель отправляла еще запрос в ФСБ. В ведомстве подвердили — был «сорокинский танк».
Телеграмма от Сталина
Была еще одна телеграмма — с благодарностью от заместителя начальника главного управления формирования И БП
Как пояснили корреспонденту «Вслух.ру» в музее завода «Омсктрансмаш», где и по сей день выпускают тяжелые боевые машины, случаи, когда частные лица покупали танки для Красной Армии в годы войны, действительно были. Недавно на завод обратилась внучка труженика тыла из Казахстана. На деньги ее деда на омском заводе был изготовлен танк Т-34. Его назвали по фамилии дарителя. Внучка хочет, чтобы сейчас в честь ее деда назвали улицу. В семейном архиве у них сохранилась газета, где на фотографии ее дед позирует на фоне именного танка.
Так что случаи такие были, но вот отдельный архив по ним на заводе не велся. Известно, что сами заводчане на свои деньги построили целую танковую колонну, ее назвали «Сибиряк».
В музее посоветовали сделать запросы в омские архивы, возможно, удастся найти публикацию о передаче именного танка экипажу из сорокинского села.
Еще сложнее установить судьбу подаренного танка и его экипажа. По словам Александра Малахова, бабушка ему говорила, что экипаж воевал на Курской дуге, потом командир написал письмо Ефросинье Ильиничне, хвалил танк и сельчан. К сожалению, то письмо не сохранилось.
Кстати, на Курской дуге в это же время воевал и дед Александра Малахова, муж Ефросиньи Ильиничны. Воевал в пехоте, был контужен в бою. После Великой Отечественной сражался с японцами, был командиром отделения 103-й стрелковой дивизии Забайкальского фронта, переходил через Хинган, был награжден орденом Красной Звезды. После того взрыва на Курской дуге всю жизнь ходил с осколком в шее. Осколок вышел наружу за две недели до смерти. Ветеран войны умер в 89 лет. До преклонных лет дожила и его супруга.
Ефросинья Ильинична Малахова со своим мужем Федором Андреевичем
«Волевая была бабушка, — говорит о ней внук, — не боялась брать инициативу в свои руки. Конечно же, установить памятник в виде танка Т-34 у нас в Большом Сорокино было бы здорово. Это будет память обо всех тружениках тыла на долгие годы. Важно показать и то, что Победу ковали не только в городах, но и в селах».
Ценник шокирует
По словам Надежды Гугель, по поводу установки памятника в виде танка Т-34 в Большом Сорокино они обращались в Министерство обороны еще в 2010 году. Тогда пришел ответ, что танка времен Великой Отечественной войны для памятника у них нет, но могут предоставить списанный послевоенный танк Т-55. Его они предоставляют бесплатно, но для демилитаризации машины нужно заплатить 500 тысяч рублей. На этом, собственно, все и остановилось, потому что послевоенный танк — это уже другая история.
Можно ли отыскать танк для памятника, минуя Минобороны? Мы обратились в знаменитый Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме. Нам пояснили: найти «тридцатьцетверку», даже на памятник и даже имея в запасе такую интересную историю, практически невозможно — очень много желающих, спрос кратно превышает предложение.
Находят танки где-то в воде — в реке или болоте — лишь в очень редких случаях. Как правило, все, что мы видим, — это восстановленные копии с элементами настоящих деталей боевых машин.
К примеру, если есть только башня «тридцатьчетверки», можно построить весь танк. Этим занимаются коллекционеры, однако ценник шокирует. В интернете фигурируют суммы от 13 до 16 млн рублей. Это за танк, который не отличишь от настоящего. Еще несколько лет назад восстановленный Т-34 на ходу можно было пробрести за 10 млн рублей. Но даже эта сумма для памятника сорокинскому танку, скорее всего, окажется неподъемной для инициаторов.
Планируем еще пообщаться с теми, кто непосредственно поднимает и восстанавливает боевые машины, чтобы узнать не виртуальную, а реальную стоимость всех затрат. А там можно и объявить сбор средств на танк Т-34 для Сорокинского района.
Фото из семейного архива Малаховых
Фото танка pixabay.com