Необходимость наличия образования сегодня осознается куда сильнее, чем в начале 1990-х.
Как россияне оценивают состояние российской системы образования сегодня и 25 лет назад, о каком образовании мечтают для своих детей? Об этом Всероссийский центр изучения общественного мнения спросил россиян в преддверии Дня студента.
Доступность высшего образования, по мнению половины россиян (53%), в наши дни ниже, чем в советское время. Обратного мнения придерживаются 38% всех опрошенных. Среди людей пенсионного возраста соответствующие ответы дали 58% и 34%, тогда как среди молодежи от 18 до 24 лет — 45% и 42%, среди малообеспеченных — 58% и 33%, а среди респондентов с высоким достатком — 40% и 54%.
При этом только 20% опрошенных сегодня оценивают состояние системы образования как «плохое» или «очень плохое» — эта доля ниже показателя 25-летней давности (27%), тогда как 33% считают его «хорошим» или «отличным» (против 8% в 1991 году). Однако наиболее распространенным (как в советские годы, так и в наше время) является то мнение, что образование у нас посредственное (41% в 2016 году и 46% в 1991 году).
Необходимость наличия образования сегодня осознается куда сильнее, чем в начале 90-х. Так, если в 1991 году 20% опрошенных было безразлично, какой уровень образования получит их ребенок, то в 2016 году так сказали только 9%. Своих детей и внуков большинство россиян (81%) хотели бы видеть выпускниками вузов, причем за четверть века эта доля выросла в полтора раза (с 53%). Техникумы и колледжи, ПТУ не пользуются авторитетом — их выбрали бы для обучения детей только 4% и 1% респондентов, соответственно. Одним из факторов, влияющих на оценки граждан, можно назвать связь уровня образования и материального благополучия человека: сегодня 40% уверены, что они находятся в прямо пропорциональной зависимости (чем выше одно, тем лучше другое).
Взгляды на роль воспитания и семьи в получении ребенком того или иного образования за 25 лет также подверглись пересмотру. Если в 1991 году главным фактором, влияющим на уровень образования, считались способности ребенка (58%), то сегодня его важность ощущается заметно меньше (41%). Ключевым в настоящее время называют тягу к знаниям — 53% (ранее эта доля составляла 55%), вторым по значимости — материальное положение семьи (47% в 2016-м против 34% в 1991 году). Стремление родителей дать ребенку образование сегодня считают более значимым, чем ранее (за 25 лет соответствующая доля ответов выросла с 29% до 38%), а вот уровень образования родителей, по мнению опрошенных, напротив, уже не играет той роли, что во времена СССР (снижение с 29% до 18%).
Председатель правления ВЦИОМ Константин Абрамов отмечает: «Трансформация государственной системы и социума за последние 25 лет естественно нашла отражение и в отношении россиян к системе образования. Общество адаптировалось к новым правилам, появились новые ориентиры. Высшее образование, по мнению большинства россиян, напрямую влияет на уровень дохода. И если в советском обществе на практике подтверждался лозунг „все профессии нужны, все профессии важны“, а уровень доходов представителей рабочего класса был сопоставим, а иногда превышал уровень доходов высокообразованных, то сейчас ситуация изменилась. Физический труд обесценился. На рынке появился огромный спрос на высшее образование, или скорее на „корочку“ о высшем образовании. Появился ряд „псевдовузов“, ориентированных только на зарабатывание денег в коммерции. „Недоюристов“, „недоменеждеров“ или „недоэкономистов“ поглотили новые рынки. С реформой образовательной системы эта ситуация вновь начала меняться. Требования к образованию со стороны работодателей ужесточаются, его качество растет, но доступность падает. По мнению респондентов, получить высокий бал на госэкзаменах невозможно без дополнительных вложений в подготовку. При этом сам ЕГЭ, как один из элементов новой системы, стал механизмом более объективной оценки знаний».
_Инициативный всероссийский опрос проведен 16−17 января 2016 года. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, сообщает ВЦИОМ._