Поправки в закон "О торговле" должны сбалансировать ассортимент продуктов питания и цены на прилавках гипермаркетов.
Торговые сети не спешат обнародовать условия доступа поставщиков продовольственных товаров к своим прилавкам, как того требуют поправки в закон «О торговле». Об этом на сегодняшней пресс-конференции заявил руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Игорь Веретенников по итогам мониторинга сайтов крупных ритейлеров.
Как подчеркнул глава ведомства, вся информация для поставщиков продовольственных товаров об условиях доступа в торговые сети по закону должна размещаться на сайте торговой сети. Ранее она предоставлялась по запросам, и вполне очевидно, что требования к поставщикам могли отличаться.
«Поправки в закон „О торговле“, вступившие в силу в июле этого года, направлены на то, чтобы поставщики на равных могли представлять свою продукцию в торговых сетях, — пояснил Веретенников. — Последние на своих сайтах должны открыть доступ к информации по условиям заключения договоров. Без уведомления поставщиков и торговых сетей антимонопольные органы проводят мониторинг сайтов, и на многих из них отсутствует такая информация. Поэтому мы призываем всех поставщиков и торговые сети раскрыть необходимую информацию, которая предусмотрена законом во избежании привлечения к административной ответственности».
Изменения в закон «О торговле» и в Кодекс об административных правонарушениях в первую очередь направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей.
С июля этого года законом утвержден максимальный размер вознаграждений или бонус, который поставщики выплачивали торговым сетям за товарооборот. Ранее каждый поставщик платил 10 процентов, сейчас торговые сети не вправе требовать более 5 процентов. При этом ранее помимо 10 процентов поставщик оплачивал так называемые дополнительные услуги: за маркетинг, логистику, рекламу и так далее. В конечном итоге сумма вознаграждения торговым сетям доходила до 50 процентов. Сейчас 5 процентов — это тот максимум, на который могут рассчитывать ритейлеры. Игорь Веретенников уверен, что Фиксированный «бонус» для торговых сетей позволит снизить издержки поставщиков продуктов питания и сформировать справедливую цену на товары.
Защитят поставщиков поправки в закон «О торговле» и от задержек по оплате за товар. Теперь все процедуры оплаты четко регламентированы и зависят от срока годности товара. За нарушение сроков оплаты предусмотрен штраф до 5 млн рублей.
Закон ужесточает требования в части навязывания дополнительных услуг. Отныне станет невозможно заключать договоры с третьими лицами — соглашение может быть только прямым без посредников и серых схем. Стоит также отметить, что все договоры поставки оформляются по новым требованиям закона. Если договор о поставках был подписан до 15 июля этого года, его необходимо переоформить. Срок на это дается до 1 января 2017 года.
Несмотря на то что с момента вступления поправок в силу прошло уже более 2 месяцев, особых изменений во взаимоотношениях между поставщиками и торговыми сетями не наблюдается. Ритейлеры не спешат «раскрывать карты» об условиях поставки продукции, а поставщики не бегут жаловаться о нарушениях, очевидно, чтобы раньше времени не портить отношений с потенциальными деловыми партнерами. Такой вывод делают в управлении федеральной антимонопольной службы.
Отменяется и так называемый «Входной билет», который покупали все поставщики, чтобы выставить свои товары на прилавках в крупных сетях.