Коллекционер Александр Шадрин сам провел первую экскурсию по выставке " Шедевры Сальвадора Дали ", которая открылась в Тюмени 23 августа, рассказав про большинство представленных предметов, дав каждому образу свою трактовку. Коллекционер начал экскурсию с трех блюд из серии " Покорение космоса ": - Дали реагировал на все новшества - только в ...
Коллекционер Александр Шадрин сам провел первую экскурсию по выставке «Шедевры Сальвадора Дали», которая открылась в Тюмени 23 августа, рассказав про большинство представленных предметов, дав каждому образу свою трактовку. Коллекционер начал экскурсию с четырех блюд из серии «Покорение космоса»: — Дали реагировал на все новшества — только в космос полетел первый спутник, он уже создал свою серию «Покорение космоса». Понятие антиматерии начали обсуждать пару лет назад, а он уже создает свою «Бабочку антиматерии». «Космические жители» — Дали лишает их сердца, как бы говоря, что космические жители не будут иметь человеческого сердца и человеческой души. «Космический завоеватель», эта работа создана в 1962 году, но у завоевателя есть черты Терминатора, Чужого, Хищника — это тоже не человеческое существо. Скульптура космической «Венеры» сделана в классическом стиле, но Дали не был бы Дали, если б не рассек ее пополам. Внутрь Венеры он помещает яйцо, символ космоса, но женщина не только таит вселенную внутри себя, она и поддерживает внешний космос, поэтому Дали дал ей широкие плечи и могучую шею. Тающие часы и муравьи, ползающие по телу Венеры, указывают на то, что и космическая красота тленна, напоминают, что надо успевать ценить женщину, пока время ее красоты не истекло. Вот две фотографии. На одной из них Дали со своим знаменитым рогом. У него была женская и мужская символика. Женское — округлое, мягкое, влажное. Мужское — острое и твердое, как рог, который здесь демонстрирует мужскую силу Дали. Он также поднял усики вверх и приклеил одуванчики, чтобы собирать космическую энергию и быть еще более сексуальным. Рядом скульптура «Единорог», единорог и девственница. Она обладает какой-то фантастической притягательностью. Но! Мужчин интересует девственница, они хотят ее потрогать. А женщин — вот эта капелька на роге. Это имеет определенный сексуальный смысл, но я не буду его расшифровывать. У девственницы лицо закрыто, неясно, довольна ли она. Что произошло — непонятно, Дали заставляет нас фантазировать — это главное в его работах. «Почтение Ньютону». Когда король Испании назвал в честь Дали площадь в Мадриде и предложил поставить любую скульптуру за государственный счет, он выбрал именно эту. Почему? Мы все Ньютона знаем как изобретателя закона всемирного тяготения, да? Но! Он ведь был человек, он переживал, у него были сложные отношения с мужчинами и женщинами. Кроме этого, он изобрел бумажные деньги, когда был министром финансов Англии. Он был не только ученым, но и министром финансов Англии! Во время войны с Францией он изобретал различное вооружение, но это никого не интересует. Поэтому Дали лишает его внутренностей, то есть чувств и лишает мозга, мыслей. По сути, это мы лишаем Ньютона права на чувства, на ошибки, на мысли. Но если мы к Ньютону относимся так потребительски, то к простому смертному мы вообще никак не относимся. И Дали этой работой призывает нас увидеть в другом человеке именно человека, а не набор профессиональных качеств. Вот две работы из числа самых ценных здесь. В них используется тройная техника: печать, акварель и прорисовка тушью. Это был небольшой тираж, около полсотни, поэтому я за ними так охотился. Дали создал цикл «Венера в мехах» по мотивам новеллы Захер-Мазоха, поразившей его чувственностью и эротизмом. В двух работах он изобразил себя сразу в трех образах. В виде женщины с горящим взором. В виде гермафродита: вот этот красный образ, где вы одновременно видите мужские и женские половые признаки. И в образе мужчины, целующего женскую туфлю. Какие тут могут напрашиваться ассоциации — уже другое дело. Суть в том, что Дали попытался проникнуть в мир женщины и посмотреть на мир женскими глазами. Посмотрите, он специально делает горящий взор, чтобы понять женщину! Так, чтобы понять муху — вы увидите в следующем зале «Королевское насекомое» — он мажет свою руку медом и пока мухи едят мед, он смотрит, как они шевелят крылышками, глазками. Скульптура «Улитка», как возник этот образ? Однажды Дали поехал на велосипеде из своего особняка на почту и увидел на багажнике улитку. Он прокатился с ней до почты и обратно. Другой смахнул бы слизняка, но Дали почувствовал себя демиургом, заставив улитку переместиться в космосе. Эта раковина — образ беззащитного существа, не обязательно животного. Это и беззащитный человек, которого Дали хочет оторвать от реальности. Он дает ему крылья, пусть не огромные, но позволяющие хоть немного воспарить, увидеть мир другим глазами. Себя он изображает в виде ангела-хранителя. Скульптура «Лошадь, обремененная временем». Он ее создал примерно тогда же, когда и — вон, там видите — «Маску». Гале уже за 80 лет, она живет в своем замке, окруженная молодыми любовниками. Это единственная из скульптур, полностью покрытая золотом. Но посмотрите, если животное здорово, какая у него шерстка? Гладкая! А здесь она вся взъерошенная. Дали как бы говорит: «Извини, ты конечно в золоте, вокруг тебя любовники крутятся, но ты же одной ногой в могиле! Время-то твое, вот оно, уже капает, по тебе ползают муравьишки-признаки смерти, а ты еще пытаешься копытами стучать».Вот, наверное, основная работа в этой экспозиции — «Женщины-цветы». Дали получил заказ оформить балет «Тристан и Изольда», балет не состоялся, но оформление, фактически, стало существовать самостоятельно. Тут три грации, как у Сандро Боттичелли. Он дает одной рыбьи хвосты, другой — кошачьи. Рыба — символ Христа, она символизирует женскую святость. Кошка — сексуальность. Но и святость, и сексуальность женщины не могут существовать без подпорок, без тысячекратной поддержки мужчины. Дали не создает лиц, чтобы женщина видела не соперницу, а образ, который ей приятен, а мужчина мог подставить лицо женщины, которую он хочет. Женщины-цветы покрыты шипами, как розы. Чем женщина прекрасней, тем она может быть капризней. Если хочешь иметь такую женщину, ты обязан терпеть все эти неудобства. Расположение и размер медуз Горгон говорят, что мужчины гораздо больше столбенеют при взгляде на женские ноги, чем при виде ее лица. Эта работа создана в 1939 году. А в 1990-е годы психофизика доказала, что мужчина 80% взгляда задерживает на области от пяток до пояса. Внизу маленькие человечки, которые вздымают руки, молятся, сгорают в огне страсти — это мужчины! Но Дали не принизил их, он просто возвысил женщин до недосягаемой высоты, чтобы показать, насколько они божественные существа. Это одна из немногих работ, которую он подписал «Гала-Сальвадор Дали». Он был благодарен Гале, за то, что она сделала его мужчиной, так и писал: «Гала сделала меня мужчиной, это вторая моя половина». Я говорю, что без экскурсии понять всю эту фантасмагорию невозможно! Эту работу я упоминал, она создана в 1980-м году, за два года до смерти Галы. Дали, как бы предчувствуя смерть, не создает лица, он создает «Маску». Вот знаменитая матроска, в которой он рисовал Галу, знаменитые кудри. Но! Знаменитый бантик вырисовывается уже в демонические рожки. В черном нимбе — 12 человечков, символизирующих одновременно ангелов смерти и святых апостолов. Дали демонизирует, но и возводит Галу в ранг святых. Остановимся на этой работе — «Видение ангела». Ангел как бы предчувствует, что произойдет с человечеством, если оно не сменит парадигму мышления: все эти памятники искусства просто порастут травой Пять работ — «Бестиарий Лафонтена» — выполнены в двух техниках: печать и акварель, так что двух одинаковых работ вы не найдете даже в одном тираже. Дали назвал Лафонтена первым сюрреалистическим писателем. Он создал сказочных животных, а потом, лет через 100−150 европейская знать разобрала их себе на гербы. В этом Дали и увидел сюрреализм. Ну и кстати, если мы к нашему гербу обратимся — мы называем Дали нереальным, а сами поклоняемся двуглавому орлу! Но Дали идет дальше. Вот, обезьянка и леопард. У обезьянки нидерландская шапочка с пером. Это любимый художник Дали, Рембрандт. Дали говорит о примате духа над материей — дух великого художника настолько силен, что даже вселившись в обезьянку, он заставит ее рисовать. Возьмем больного оленя — несмотря на немощь, он думает об оленихах. Это своеобразный призыв: пока существо живет, оно обязано беспокоиться о жизни. Вернемся в тот зал, я не сказал еще о «Сюрреалистических цветах». Эти готовы вырваться из картины и сожрать вас. А тут — цветок, переходящий в слона Так А! Чуть не забыл! Сейчас снимем с буфета «время». О стоимости этих часов я могу сказать так: за год их цена выросла в три раза. «Танец времени» — это три скульптуры: «Настоящее» — без кольца и как бы стоит; «Будущее» — оно рождается, оно будет распрямляться, как росток, у него, как и у «Прошлого» есть кольцо, символ бесконечности. У Дали была своя концепция времени: будущее, настоящее и прошлое существуют в единый момент, но мы не всегда можем их видеть. И вот он, как бы, материализовал время, создав этот танец. Дали очень ценил время. У него в мастерских стояли песочные часы, он видел как время утекает сквозь пальцы. Дали обладал уникальной трудоспособностью, работал по 16−18 часов в сутки. Больше него трудился только Пикассо — по 20 часов, а мог и сутками не спать. Но вы посмотрите на крепыша Пикассо и на Дали — какая энергетика в этом тщедушном теле! Теперь к скульптуре «Триумфальный слон» из цикла «Зоопарк Дали». Этот слон на комариных ножках кажется нереальным, но ученые из новосибирского Академгородка все обсчитали и сказали, что он может не только стоять, но и бегать! Дали обладал уникальным чувством пропорции. Вместо слона в посудной лавке он создал грациозное животное, которое трубит от радости, что его сделали таким изящным. Вот это изящество, оно кругом присутствует у Пикассо, ой, у Дали. У Пикассо не присутствует, у Пикассо грубая мужская энергетика присутствует. Здесь «Человеческие пороки». Вся серия — 25 работ, но если их выставить, представляете? Вся стена в человеческих пороках — я решил, что это будет перебор. Так что мы отобрали самые животрепещущие: блуд, жадность, гордыня, чревоугодие и убийство. Эти образы могут вызывать отвращение, но если так, то Дали добился своего. Кстати, в «Убийстве» и «Чревоугодии» прослеживаются аналогии с Иеронимом Босхом. Ну, здесь вот уже фотографии Дали — здесь каждая фотография несет огромную смысловую нагрузку. С Гарсиа Лоркой они были друзья, может даже любовники. В 1936-м году Лорку расстреливают как либерала, но Дали и его семья пострадали из-за связи с Лоркой, Дали бежит во Францию. Но если Пикассо был непримирим и отказался вернуться в Испанию, пока диктатор Франко жив (кстати, прогадал, потому что умер на два года раньше Франко), то Дали предлагает Франко нарисовать его портрет. Франко благоразумно отказался, но в ответ на столь благородный жест, он называет Дали своим любимым художником и освобождает от налогов. А вот — покажу, чтоб вы до конца поняли, что такое Дали — он читает лекцию в политехническом университете. Дали загодя заказал в Лондоне лимузин в виде фаллоса и в день лекции поехал на нем с тремя голыми женщинами по главной улице Барселоны. Полиция пыталась арестовать его за нарушение норм морали и нравственности, но он сказал, что не знает этих женщин. Их арестовали (конечно, вечером Дали их вызволил, заплатив большие деньги судьям и адвокатам), а он поехал дальше. Лекцию о параноидально-критическом методе в искусстве он читал в этом шлёме: сзади лебедь, который обозначал Галу, спереди мигают куколки, обозначавшие божественную Галу и божественного Дали. Вот так он читал лекцию: куклы мигали, лебедь вертел головой, он читал лекцию о параноидально-критическом методе в искусстве — практически ниочем, это просто был бред. Лекция длилась 45 минут, а потом он пять часов продавал свою книгу. Слушателей набралось 3 тысячи, а тираж книги — 1 тысяча. И вот он у каждого имя спрашивал, и подписывал, дескать всякий, купивший эту книгу — еще больший кретин, чем автор. Но люди были довольны, руку ему жали, потому что понимали, кто такой Дали. Дали это обошлось в огромные деньги. Но, он, в принципе, денег никогда не жалел, потому что это ему нужно было, он был актер. Не даром Дали похоронен в своем музее-театре, прямо под сценой, на которой до сих пор идут представления.