Воины шли в атаку на врага, увешанные бронзовыми ожерельями с изображениями святых заступников.
Более 250 произведений иконописного искусства, медно-бронзового литья и резьбы по дереву XVII — начала XX веков представлено на открывшейся выставке в Тюменском музейном комплексе им.
По словам начальника научно-консультационного отдела музея Людмилы Овсянкиной, на выставке представлены иконы с изображениями святых защитников разных родов войск и покровителей нашего государства от вражеских нашествий.
Все иконы вообще можно разделить на богородичные, хрестоматийные и иконы в честь святых. Больше всех на выставке представлено богородичных икон.
В Тюменском регионе действовало множество иконописных школ — тобольская, тюменская, ишимская, исетская (с. Рафайлово), красноуфимская и московская. Мастерские в Исетском районе писали с 17 по начало 20 века. И хотя в 18 веке там ликвидирован мужской монастырь, иконы продолжали писать оставшиеся мастера.
Ишимская мастерская была самой большой, использовавшей в изображениях святых много сусального золота. Эти художники писали иконы в академической манере, объемно. Фон создавался сусальным золотом, а потом икону дорабатывали чеканщики и гравировщики, помещавшие их в дорогие на вид оклады.
Урало-Сибирские иконы представлены тремя сложившимися в иконописи направлениями: каноническим, академическим и народным. Святых изображали на армейских знаменах, а воины шли в атаку на врага, увешанные бронзовыми ожерельями с изображениями святых заступников. Нередко это было изображение Смоленской богоматери — хранительницы западных земель или Николая Чудотворца-Можайского, появившегося в русской иконописи в 14 веке. Он изображен с мечом в руке, а в другой держит как бы заслоненный собой город. Со временем изображения святых перекочевали на воинские знамена.
Кстати, в старообрядческих иконах и литье встречается сюжет «огненного вознесения пророка», который сейчас стал покровителем ракетных войск стратегического назначения.
В Тюменской области развивалась московская школа иконописи, которую «насаждали» заезжие новгородские купцы. Их покровительницей была Богоматерь Знамения, которая в 1169 году спасла Новгород от нашествия суздальцев. Приезжая торговать в Тюмень, купцы на удачу ставили часовни с привезенным иконостасом. Так икона Богоматери Знамения появилась в Тюмени, а в 1624 году ее для нашего Знаменского собора написал Спиридон Иконников, от которого потом пошла целая династия тюменских купцов-иконописцев.
Изображение Богоматери вообще самое древнее. Языческие богини изображались так же, с поднятыми к небу руками. И что примечательно, иногда черты лица изображенных святых носили отпечаток местного азиатского колорита.
Хранитель коллекции древнерусского искусства и старший научный сотрудник музея Ирина Мануйлова рассказала, что уникальность этой выставки в том, что она проходит в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне: «Мы экспозицию построили так, чтобы были представлены все покровители родов войск нашей армии. С принятием христианства наши воины под знаменем Спаса Нерукотворного шли в бой. Архангел Михаил и Георгий Победоносец всегда были покровителями русской рати, и их изображения красовались практически на всех воинских знаменах. Но со временем появились и свои, отечественные, канонизированные военачальники — Дмитрий Донской, Александр Невский, Федор Ушаков, которые являются покровителями разных родов войск. В зале выставлена не вся коллекция — у нас не вместились старопечатные книги».
Как известно, Урало-Сибирский регион был старообрядческим краем с особенной культурой населения. Предпочтение отдавалось медно-бронзовому литью: иконам-складничкам и расписанным эмалью крестам. Иконы необычные, в них сочетаются деревянная основа и медно литая вставка. Таких больше нет нигде в России. Иконы имеют необычную горизонтальную форму, своеобразные сюжеты написаны на фоне необычного богатого золочения.
Старообрядцы держались корпоративно и сохранили свой стиль письма. Наш край был купеческим, а купцы в большинстве своем были старообрядцами. Они богато украшали свои молельни с дорогими иконами, свидетельствующим о достатке и состоятельности владельца.
По решению Совета министров СССР в 1957 году в Тюмени открылась картинная галерея (в подвале здания напротив нынешней филармонии) и ее работники каждый год выезжали в этнографические экспедиции собирать культурные ценности. В Голышманово после разрушения храма энтузиастам удалось найти в заброшенном сарае целый иконостас, который перешел в коллекцию музея.
Многие из икон сильно пострадали от небрежного хранения. Иконы отдавали в музей и старушки, кому родственники-атеисты запрещали держать их дома. А одним из последних больших приобретений музея стала старообрядческая икона «Тайная вечеря», привезенная из Исетского района.