Христианская церковь не благословляла участие в маскарадах и гаданиях, называя их пагубным языческим вымыслом.
С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. Православные христиане эти дни празднуют с вечера 6 по 19 января, а католические — с 25 декабря по 6 января. С этого времени день начинает прибывать, метафорически — Свет побеждает Тьму.
Считается, что празднование Святок пришло из Древней Греции. До наших дней сохранилось немало традиций этого времени, к примеру, обычай с переодеваниями, ношением масок, которые русский народ называл «рожами». При дворе были даже специальные мастера «рожечники», которые готовили маски.
С незапамятных времен имели большое значение скоморохи — впоследствии некоторые из них превращали свои скоморошьи ватаги в шайки разбойников. Вообще, время Святок на Руси было неспокойным: «иногда гулянья приводили к грабежам и разбоям — так появилась поговорка, что «с Рождества до Крещения черти бегают по ночам».
Святки — это пора, которая близка к зимнему солнцестоянию, в это время, по языческим поверьям, размывается граница между миром людей и миром духов, и по земле бродит нечистая сила, у которой можно выведать будущее. Особым днём, когда святочные гадания в самом разгаре, считался Васильев день (14 января), названный так в память о святом Василии Великом.
Христианская церковь не благословляла участие в маскарадах и гаданиях, называя их пагубным языческим вымыслом, чуждым христианского жития, противоречащим достоинству природы человеческой. На этом основании запрещалось на Святки «заводить по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища» и, наряжаясь в «кумирские одеяния», «производить по улицам пляски и соблазнительные песни». В эти дни вменялось в обязанность читать священные книги и проводить душеспасительные семейные беседы.
Между тем русский народ охотно участвовал в святочных развлечениях, тем более что работа в эти дни не приветствовалась. Особым значением обладал обряд колядования, когда участники посещали дома и исполняли хвалебные песни в адрес хозяев, за что получали ритуальные угощения.
Несмотря на запреты христианской церкви, языческие обряды гаданий, переодевания и колядование сохраняются по сей день, передавая магию и волшебство святочных гуляний. Важно понимать, что святочные дни сформировали в русской культуре огромный пласт уникального фольклора.
В фонде Президентской библиотеки можно найти редкие книги, содержащие подробные описания святочных игр и гаданий, а также колядок, собранных как профессионалами, так и любителями отечественной словесности.
Чудодействие святочных дней отображено в произведениях русской художественной литературы, в которой сформировался жанр рождественского или святочного рассказа, построенного по «святочному канону», где обязательно присутствие «рождественского чуда», превращений и «благоприятного» финала.
Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные одаривания и приглашения на пиршество.
По материалам Президентской библиотеки
Фото: freepik.com