О том, как создавать чудеса подручными средствами, тюменцам рассказали и показали в подробностях участники первого Тюменского детского фестиваля теневых театров.
_Ничего не стоит создать театр теней собственными руками. Энтузиастам, завороженным причудливыми превращениями теней в световом луче, для начала понадобится, как ни странно, только энтузиазм. Белая простыня или другой подходящий кусок ткани или ватман, лампа найдутся в каждом доме. Там же наверняка нетрудно будет обнаружить картонки, палочки, проволочки, тряпочки — то есть все, с помощью чего так просто сделать свое первое чудо._
О том, как создавать чудеса подручными средствами, тюменцам рассказали и показали в подробностях участники первого Тюменского детского фестиваля света и тени, организованного автором теневого театрального проекта «Ключ от сказки» Юлией Кувшиновой на два небольших гранта от «Моей идеи». Это помогло собрать в Тюмени 4-6 ноября не только заинтересованных горожан, но и театры из Екатеринбурга, Москвы и Новосибирска. Заезжие москвичи из фольклорно-музыкального кукольного театра «Ученый медведь», хорошо известного в театральном сообществе, к примеру, со знанием дела говорили, что такой «теневой» фестиваль — редкость даже для столицы, и поэтому вдвойне ценный.
Небольшой зал в ТМЦ «Космос» с мягкими креслами-мешками для детей и обычными стульями для терпеливых взрослых как нельзя лучше подходил для камерной сказки «Волшебное зеркало». Создатели, актеры, музыканты из «Ученого медведя» Андрей и Сима Пронькины и Светлана Сергеева встретили малышей и взрослых музыкальным прологом, сразу становясь равноправными героями сказочного действа. А первые же герои, появившиеся на ярко светящемся в темноте желтом экране, стражники, вдруг ожили и затараторили, перебивая друг друга и со свойственной картонкам непосредственностью обращались прямо к детям, чем сразу вызвали очень живой и естественный отклик у малышей и взрослых, особенно когда предположили, что это кто-то из них двоих не отключил запиликавший в темноте сотовый.
Недлинная история о Петере и скучающей принцессе, полная волшебных представлений и находок, совсем иначе раскрылась, когда заинтересованным гостям на последовавшем за сказкой мастер-классе повернули ширму «задом» и показали изнанку волшебного мира: как сделаны быстро летевшие по небу облачка, что скрывается за хлопающим звуком крыльев и сверканием люстры. Но самым удивительным, как и должно быть, оказалось волшебное зеркало, создававшее на экране удивительные сполохи, отсветы и в конце-концов в небольшой сфере показывавшее принцессе то далекий город, то темный лес, а то море с плывущими рыбами.
Артисты московского театра охотно рассказали обо всех секретах собственных чудес, наглядно показывая действие каждой из заинтересовавших участников мастер-класса кукол.
Чтобы еще полнее продемонстрировать возможности теневого театра и простоту этой древней и красивой идеи, ребята натянули на подставку ватманский лист, укрепив его канцелярскими зажимами и скотчем, и попросили коллег показать свои чудеса. Алина Фоменко из Новосибирска показала резные терема и героев спектакля «Бибигон», вырезанных лазером из фанеры, покрашенные в приятный бирюзовый цвет, и сами по себе, без ширмы, уже представляющие арт-объект. А Юлия Кувшинова вновь удивила своими цветными, прозрачными, эфемерными героями, особенно летящей невесомой принцессой.
Но главный урок, который преподнесли москвичи в Тюмени, — это цельность картинки, эффектов и звукового сопровождения. В их понимании — это только живая музыка, а также особенные, сказочные голоса и звуки. Поразительным образом простенькие фигурки, наделенные звуком и словом, сразу оживают, переносясь в пространство игры, воображения — проще говоря чуда. Когда добавляете звук — тут оно и происходит, уверен Андрей Пронькин. Рассказав и показав все, он и его коллеги выразили надежду, что таких простых в исполнении чудес с их небольшой помощью станет больше.
Итак, театр теней — это…
Устойчивая ширма. Поэтому такой театр может начаться с двух стульев, на которых укреплены любые палки, даже швабры подойдут.
Свет. Важно, какая лампа. Галогеновая дает четкие тени. Желтое, а не белое, полотно подсвеченного экрана придает всей сказке теплый оттенок. Можно использовать даже ватман. «Или простыня в дверном проеме», — комментирует Андрей, вспоминая, с чего начинался «Ученый медведь», существующий с 2002 года. «Такой вариант имеет свои преимущества: зрителям не сбежать, придется смотреть до конца», — смеется Пронькин.
Голос. Живой музыкальный инструмент, актер, который не только водит кукол, но озвучивает их. Владение голосом дает всему действию объем и поднимает театр на профессиональный уровень.
Технические детали. Волшебство делают и остроумные находки, которые зависят только от вашего воображения, и практический опыт.
Импровизация и интерактив. И это, наверное, самое важное впечатление для взрослых зрителей-родителей, пришедших на мастер-класс «Свеча» Юлии Кувшиновой. Напомним, ее теневому театру уже семь лет. Он ровесник подрастающих детей Юлии, выросший из жанра домашнего театра. Прижился, победив другие эксперименты типа театра картинок, кукол и других вариантов ширмового творчества.
На своем мастер-классе она создала для всех желающих, а таковых набрался полный актовый зал театрального центра «Космос», лабораторию по созданию кукол для теневого театра. В режиме свободного творчества дети произвели на свет прекрасных персонажей, которые тут же ожили на ширме — засветили портативные солнышки на палочках, забегали тучки, на которых катались длинноухие зайцы, начали прогуливаться котята и лошади, забегали и закувыркались трансформеры — в общем, из ничего вдруг родился веселый и свободный мир, стоило лишь отпустить детское воображение и чуть-чуть ему помочь.
Волшебство. Это изначальное условие существование театра теней. Оно рождается из темноты, уютного затемнения, в котором чувствуется дыхание замерших в ожидании сказки зрителей, возраст которых не важен. Поэтому такой жанр театра вдохновляет.