За последние два года в прокуратуру Сургута поступило лишь одно обращение по поводу нарушения прав человека в области вероисповедания. Такую информацию озвучил помощник прокурора Сургута Андрей Шулинин на семинаре «Национальные и конфессиональные отношения на муниципальном уровне».
Однако такая статистика вряд ли может служить свидетельством о настоящем положении дел в вопросах свободы совести. Как отметил в своем докладе доктор исторических наук Михаил Одинцов, как правило, верующие и религиозные организации редко обращаются в судебные инстанции. И совершенно зря, считает начальник отдела сотрудничества с общественными объединениями аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ. Пора уже научиться пользоваться рычагами, предоставленными законом для защиты собственных прав, заявил Михаил Одинцов.
Излишняя осмотрительность во взаимоотношениях с правоохранительными органами, возможно, связана и с не всегда эффективной работой последних. В России нередки случаи, когда блюстители порядка отказываются принимать подобные заявления. Нейтралитет стражей законов в этом вопросе нередко выливается в личностные разбирательства представителей той или иной веры, доходящих иногда и до рукоприкладства, — сообщает сургутское «Наше радио».
Пятилетний опыт работы аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ показывает, что вопросы свободы совести в России есть и требуют своего разрешения. За годы существования к специалистам данного ведомства поступило более 5 тысяч обращений от граждан и религиозных организаций самых разных конфессий из 60 регионов страны. Среди самых распространенных — проблемы в регистрации религиозных организаций, возвращение церковной собственности, получение разрешения на строительство культовых и молитвенных учреждений, запрет на посещение больниц, колоний, жалобы на СМИ, органы местного самоуправления. Есть и более деликатные обращения — внутрииерархические распри, аморальные поступки священнослужителей, жалобы родителей на пропажу детей, обращенных в ту или иную веру.
Лишь 18% из всех обращений удается решить положительно, отметил Михаил Одинцов.