В Тюменском театре кукол реконструировали спектакль "Подменыш".
В Тюменском театре кукол восстановили спектакль 1998 года по сказке Сельмы Лагерлёф. Режиссёр Григорий Гольдман и художник Владимир Осколков 16 лет назад поставили мрачную историю про троллей и дремучих крестьян со светлой идеей о том, что доброта, даже никак, казалось бы, не оправданная с точки зрения здравого смысла, всегда ценна, всегда находит отклик где-то в мире, возможно, ближе, чем кажется. Спектакль семь лет не играли, но костюмы и характерные маски, выполненные в узнаваемом стиле художника Осколкова, сохранились, поэтому театр решил дать им новую жизнь. Восстанавливали «Подменыша» своими силами — исполнитель одной из ведущих ролей Юрий Фёдоров и главный художник театра Сергей Перепёлкин взяли эту работу на себя.
В итоге получилось довольно мрачное и неторопливое действие, пронизанное архаическим представлением о таинственном. Создаётся ощущение, что (коллективный) автор спектакля рассказывает страшную старую сказку восьмилетнему мальчишке из глухой деревни в начале прошлого века — уж этот слушатель внимал бы, затаив дыхание. В наши дни тюменские школьники, которых, как известно, надо уметь «захватить и не отпускать до конца спектакля», оживляются в тех сценах, где кто-то из зрителей водит по сцене лазерной указкой, пытаются выяснить, где же сидит хулиган; либо врывается ярмарочный шут, увешанный яркими лентами, не привязанный ни к основному действию, ни к общей эстетике спектакля, заводной, полный жизни. В остальное время юные зрители тихонько болтают, проверяют, что нового в смартфоне, доедают «Чоко пай» из буфета, поглядывая, впрочем, и на сцену.
Дело осложняется ещё тем, что учителя по устоявшейся традиции покидают зал после третьего звонка и проводят свободное время, болтая под сказочным дубом в фойе. Если взрослые мысли не допускают, что образчик театрального искусства может быть для них _выносим_, то чего ждать от учеников 2"К" или 3"А"?
В тягучем повествовании о подмене крестьянского младенца детёнышем тролля дела идут беспросветно почти до самого финала. Безысходность планомерно накрывает добрую, но всё время сомневающуюся мать (Зинаида Береговая), обладающую необъяснимой властью над мужем, и самого мужа (Юрий Фёдоров), готового на преступление, но так и не совершающего его из-за любви к жене. Тем ярче контраст со светлой, хотя всё равно печальной сценой, в которой много лет назад потерянный мальчик (Ян Усов, сын актёра Алексея Усова) объясняет, как ему удалось выжить в семье троллей. Несмотря на безмерное счастье, которое должно накрыть родителей, кажется, они перегорели в битве с собственными демонами, воспитывая троллёнка, — когда воссоединившаяся семья крестьян выходит к зрителям в окружении ярких шутов, лица и самые фигуры у них такие, будто тяжёлая жизнь с этого момента только начинается.