Праздник заключается в возможности свернуть с асфальтовых тротуаров и проверить, что там, в кустах. В детстве мы такое себе позволяли.
_Главные особенности фестиваля «Ключ» — место и люди. Это не рок-фестиваль, не поэтический, не фольклорный, не краеведческий, но все перечисленное в нем намешано. Как его определить? К какой категории причислить? Это фестиваль в овраге и посвященный оврагу. Его делают люди, пожелавшие устроить праздник для себя и других людей._
Праздник заключается в возможности свернуть с асфальтовых тротуаров и проверить, что там, в кустах. В детстве мы такое себе позволяли. Во взрослой жизни — спешим по делам, опасаемся встретить на нехоженых дорожках забулдыгу, да и неловко себя чувствуем, у всех на глазах перемещаясь в кустики: «За какой такой надобностью, гражданочка?!»
«Ключ» дает тюменцам повод заглянуть в потайное место города. Посидеть на траве. Отпустить детей побегать, без боязни, что выскочит из-за угла велосипедист или автомобиль. Познакомиться с поэтами и музыкантами.
Кулуаров на фестивале нет, нет закулисья, фанзоны, «проходок», билетов. Если понравились стихи — подойди к автору, вот он, рядом стоит, слушает музыку. Музыка понравилась? Потанцуй, подыграй, если очень хочется — здесь так делают.
Для меня «Ключ-2017» стал поводом устроить семейный пикник. Встретиться с друзьями и давно не виданными знакомыми, в том числе из других городов. Отпраздновать лето, ветер, облака. Попрыгать под музыку Solar Zero вместе с одуревшими от простора детьми. Выпить кофе с пирожками, усевшись на душистой поляне.
В этом году «Ключ» подарил знакомство с хорошим поэтом и интересным человеком из Перми Иваном Козловым. Хотелось бы, конечно, послушать Ивана не только в амплуа декламатора, но и в качестве деятеля городских искусств, журналиста, исследователя городского пространства. Но «Ключ» — лишь повод для знакомства.
К счастью, добыть материалы о работе журналиста, фотографа и поэта в Интернете довольно просто. Вот «Звезда» — пермский журнал, где Иван Козлов делает постоянные рубрики-прогулки, проводя горожан по малоизвестным, заброшенным, странным районам. Вот «Журнальный зал», где есть подборка относительно недавних стихотворений. Вот сайт благотворительного проекта «Такие дела», на котором Иван регулярно рассказывает истории о людях, живущих вне поля зрения относительно благополучного, суетливого горожанина. Например, о самодеятельном приюте для одиноких стариков, или о фонде паллиативной медицины, помогающем детям, больным смертельными болезнями, и родителям, ухаживающим за больными детьми.
Радостно было видеть московского поэта Александра Курбатова — он приезжал на первый «Ключ», в 2015 году. Курбатов сразу привлек бродящую по поляне публику к сцене — дал о себе знать опыт разного рода выступлений, концертов и слэмов.
Большой успех, в частности, имело «Сочинение о воображаемом путешествии Владимира Геннадьевича Богомякова из Тюмени в Москву на поезде, написанное под влиянием поэзии Владимира Геннадьевича Богомякова, коему влиянию никак не возможно противиться», в котором названия станций от Тюмени до Москвы рифмуются с самыми странными и непредсказуемыми вещами.
Свое хитовое стихотворение про постаревшего Незнайку Курбатов исполнил как песню или городскую балладу, нарочито наивную-надрывную. В ней старичок в большой шляпе приходит на барахолку со старыми книжками писателя Носова. И по всему выходит, что ребята из Цветочного города тоже подвержены воздействию времени и печалей. Это стихотворение Курбатов исполнил дуэтом с Александром Чемакиным из группы «Гербариум». Два бородатых дяденьки в очках, смешных шапочках и ярких одеждах, распевающие о судьбе героев Носова, — идеальная концепция.
Курбатова я впервые читала в самиздате, привезенном с каких-то тусовок «Осумбеза» — московского товарищества деятелей искусств, придуманного в конце 1990-х тюменщиком Мирославом Немировым. А теперь он воспринимается прямо как родственник. С Тюменским фестивалем его роднят не только истоки «Осумбеза», давняя дружба с тюменскими поэтами, но и любовь к странным прогулкам, поэтизирующим самые «неподходящие» уголки города. Помните — тем же самым увлекается Иван Козлов. Только он водит виртуальные фотоэкскурсии для читателей, а Курбатов гуляет с товарищами — художниками и поэтами.
Тут самое время вспомнить, что организатор «Ключа» — Арсений Заргарян — знаком многим тюменцам благодаря прогулками по «необычайной Тюмени», которые он устраивал на протяжении нескольких лет совершенно бесплатно, в качестве хобби или общественной деятельности. Затем Арсений устроил небольшой, но харизматичный туристический проект для любителей «нетуристических» путешествий по окрестностям Тюмени.
Кстати, начинался прогулочный проект Арсения с поездок по старинным трактам с Владимиром Богомяковым и Фёдором Корандеем — это и постоянные участники «Ключа», и соорганизаторы, вносящие свой вклад в устройство феста.
Фёдор ввел традицию начинать фестиваль с прочтения оды Горация священному источнику. Гости читают вслед за декламатором по-латински, с листа, и этот немного абсурдный ритуал соединяет воедино современную Тюмень, старинные русские праздники на ключе, древнюю Чимги-Туру, о которой краеведы на фестивале тоже читали доклады, и западноевропейскую культуру, в которой, как ни крути, все мы выросли и к которой принадлежим, даже если от этого старательно открещиваемся.
Чуть позже Владимир Богомяков сделал доклад об оврагах в русской поэзии. К примеру, овраг, в котором празднуют «Ключ», — место одновременно таинственное и настежь открытое, пугающее своей уединенностью, углубленностью в ландшафт, но этим и манящее.
Это историческое место, где пустила корни современная жизнь. Тут и сибирско-татарский ансамбль с национальными инструментами звучит уместно, и психоделический рок вписывается. На «Ключе» танцевали почтенные люди из клуба исторического танца, весьма бодрые представители поколения сибирского панк-рока и юные девушки из тусовки любителей рэпа и краутрока. И всем на поляне было место. Вот, примерно так выглядит народный праздник.