А то, что в проходном блокбастере со спецэффектами играют актеры первой величины, это как знак времени, побеждающих масс-медиа.
Игра, которую никто не контролирует, перестает быть томной. Всемирная Сойка-пересмешница Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) вернулась на большие экраны в первой части заключительного фильма трилогии «Голодные игры» режиссера Френсиса Лоуренса, чтобы поставить всем на вид: нельзя пугать девушку, которая в ответ может выстрелить.
Удивительная по смеси пафоса и наивности без тени юмора картина, созданная на основе одноименной трилогии Сьюзан Коллинз (которая, кстати, принимала участие в написании сценария), играет на самых расхожих шаблонах масс-культа. Еще чародеи в известном советском фильме пели: «Главное, чтобы костюмчик сидел!» Выкрутить ручку с надписью «Юмор» до арктического нуля, и вы получите нашу сойку, одетую для протестного промо-ролика в дизайнерский наряд от погибшего за идеалы свободы Цинны. Авторам еще хватает здравого смысла включить в фильм сценку, где лидеры подполья подтрунивают над пиарщиками, раскрасившими простую испуганную девчонку под 35-летнюю женщину. Но делали они это так скромно, что никак не снизили градус дикости ситуации: герой сопротивления — звезда шоубиза. Ну да что взять с этого перевернутого мира, где люди в трезвом уме и твердой памяти согласились на то, что некоторых из них время от времени будут убивать на Голодных играх на потеху публике ради некой всеобщей благой цели.
По определению в сопротивлении мрачно, строго и серо. Поэтому третья серия дежурно пугает мрачной серой картинкой, монотонными буднями, тревожными возгласами людей, запертых в бункере во время бомбежки, крошевом бетона после налета. И только непотопляемая Эффи Тринкет (Элизабет Бэнкс) проявляет чудеса приспособляемости. В отсутствии париков и фантастических столичных нарядов она умудряется из подручных материалов соорудить вычурный тюрбан на голове, из невыразительной солдатской серятины скроить шикарную накидку и вообще категорически выделяться на фоне общей военной строгости своим щебетанием на грани легкомыслия. Вот кого, право слово, стоило бы сделать героем сопротивления. Так последовательно и, главное, успешно она сопротивляется обстоятельствам и расцвечивает мир вокруг себя посильными методами. Дать ей волю, она бы не только завязанную в узел президента Койн (Джулианна Мур) накрутила и приодела, но и вообще всех вокруг.
Китнисс — героиня поневоле, этакая гамлетица мэйнстрима. Единственное, чего она хочет, — чтобы все прекратилось. Чтобы все замолчали, перестали друг друга ненавидеть, тем более — убивать, тем более — убивать просто так, по прихоти страшного седого старика с белой розой президента Сноу (Дональд Сазерленд). И это единственное никак невозможно в этом выдуманном мире. Все что угодно, кроме спокойствия.
Рядом с выдумщицей Эффи Китнисс выглядит загнанным в угол затравленным зверьком, способным на подвиги разве что в состоянии крайнего отчаяния, когда терять уже нечего. Кстати, это состояние, которое усердно культивируется в героине ее окружением и внешними обстоятельствами, удивительно ровно укладывается в реальную повестку дня. Поэтому настроение фильма — оно как бы из жизни, за примерами не надо даже сворачивать за угол. Конечно, со скидкой на масштабы личности и законы комикса. Вот этим отсутствием границ между солидарным эффектом реальности и экрана, пожалуй, фильм наиболее интересен. Тем более финальной героической коды и титров здесь, как и в жизни, как бы еще нет.
А то, что в проходном блокбастере со спецэффектами играют актеры первой величины, это как знак времени, побеждающих масс-медиа. Не все же в низкобюджетном безвестном артхаусе экспериментировать оскороносным Дженнифер Лоуренс, Джулианне Мур, Филипу Сеймуру Хоффману (которому и посвящен фильм), любимцу публики Вуди Харельсону, известнейшему Дональду Сазерленду и молодой, но уже узнаваемой поросли Джошу Хатчерсону, Лиаму Хемсворту и Сэму Клафлину. Главный фокус в том, чтобы и в «легоньком» жанре играть как в последний раз.
Да, кстати, развязку истории Китнисс, которая неизбежно победит Капитолий, зрителям планируют предъявить 18 ноября 2015 года (мировая премьера).