В Тюменском музее изобразительных искусств открылась выставка "Виртуальная реальность Тобольского кремля".
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник обзавёлся оборудованием, позволяющими устраивать виртуальные экскурсии по кремлю в Тобольске. В июне эти технологии привлекли внимание премьер-министра Дмитрия Медведева на московской выставке «Интермузей», летом примерить виртуальный шлем могли жители сельских районов юга Тюменской области, с 3 декабря новую музейную технологию демонстрируют в Тюменском музее изобразительных искусств.
Экспозиционные стенды в виде кремлёвских башен устроены компактно и позволяют в очень небольшом помещении создать «эффект присутствия в Тобольске». Несколько стеклянных витрин демонстрируют единичные музейные предметы и документы, призванные подчеркнуть подлинность связей между Тобольском и его выездным представительством. Посетителям предлагается несколько компьютерных планшетов, один из которых соединён с большим, обрамлённым в золотой багет экраном — полистав презентацию, можно увидеть основные здания архитектурного комплекса Тобольского кремля. Рядом лежит канцелярская папка с распечатками фотографий и краткой информации об архитектурных объектах, каждая страница снабжена QR-кодом, демонстрирующим возможности простой и мобильной связи между личным смартфоном гостя выставки и тобольским историческим наследием.
В центре зала установлен информационный киоск размером с небольшой стол. Сенсорный экран позволяет управлять изображениями без применения джойстиков или мышек. Оформление киоска напоминает графику компьютерных игр, стилизованных под условную старину. Здесь любопытный пользователь почерпнёт сведения об истории и исторических личностях Тобольска, о документах и предметах, хранящихся в тобольском музее. Для освоения всего массива информации требуется либо большое усердие и любознательность, либо грамотный проводник, который сам будет листать картинки, последовательно извлекая из киоска необходимые данные. В музее Дом наместника, расположенном на территории тобольского кремля, подобные киоски установлены в каждом зале и дают дополнительную информацию и игровые задания, связанные с предметами и темой, которым посвящён именно этот зал. Таким образом, киоски неплохо работают в дополнение к существующей «традиционной» выставке, но не как самостоятельные элементы экспозиции.
Наконец, самый привлекательный элемент виртуального музейного зала — стереошлем, позволяющий играть в компьютерную игру с максимальным погружением. Игрок вертит головой — угол зрения и цифровая картинка меняются соответственно, движением управляет также джойстик. Чтобы совладать с устройствами, требуется навык владения игровыми приставками и тренированный вестибулярный аппарат, иначе, скоро голова начнёт кружиться и неумелые попытки хоть куда-то выйти из лабиринта дорожек и заборчиков наскучат. Графика, воспроизводящая архитектурный комплекс, не удивит, наверное, опытных геймеров, и вряд ли даст чёткое представление о внешнем виде Тобольского кремля, даже знакомый с топографией местности человек не сразу понимает, где он находится и куда дальше двигаться. Но при определённой усидчивости и заинтересованности освоить ландшафт, безусловно удастся. В прогулку включены игровые элементы, позволяющие, например, подпрыгнуть на пружине и перелететь на другое место, рассматривая во время полёта открывающуюся панораму. А выйдя на смотровую площадку, гость обнаружит красивые фотографии подгорной части Тобольска, сделанные в предзакатном свете.
Напоследок посетитель может сделать собственное фото при помощи веб-камеры и экрана, на котором ты видишь себя, слегка обшарпанный зальчик музея, а также рамку с видом кремля, выполненную в компьютерной графике. Распечатать фото можно тут же, стоит это 50 рублей, но платить за услугу придётся в кассе, на первом этаже.
Проект «Виртуальная реальность Тобольского кремля» представляется не столько самостоятельной выставкой, сколько демонстрацией новых технологий и экспериментов, в ходе которых музейщики пытаются нащупать способы взаимодействия с молодым поколением посетителей. Наверняка, школьники с удовольствием играют с джойстиками и тыкают в сенсорные панели, возможно, в ходе таких игр, у них в памяти остаются полезные сведения по истории. Но станут ли незаинтересованные (а ведь цель мультимедийных технологий — именно привлечь тех, кого традиционный музей оставляет равнодушным) посетители кропотливо вчитываться в исторические документы, вложенные в инфокиоски? Долго ли выдержат в очереди к стереошлему, освоение которого требует времени для каждого гостя? Наверняка, в скором времени подобными устройствами оборудуют большинство музеев, но без профессионального и глубокого знания музейного дела, без достойных экспонатов и грамотно оформленных выставочных пространств информационные технологии пока представляются либо поверхностными аттракционами, либо — как в случае с инфокиоском — неудачной попыткой преподнести старое блюдо (документы, картины, фотографии) под новым соусом.