В феврале музеифицированный интерьер дома промышленника Николая Машарова украшает выставка "Тюмень в лицах". Что было истинным лицом города - его грязные улицы или франтоватые жители с простыми спокойными лицами?
В феврале музеифицированный интерьер дома промышленника Николая Машарова украшает выставка «Тюмень в лицах» — фотографии горожан конца XIX-начала XX века. Вряд ли эта небольшая экспозиция может стать веским поводом для специального посещения музея, старинные фотографии в отличном качестве воспроизведены уже не одним краеведческим изданием, там они еще и с подписями, в отличие от музейных экспонатов без всяких этикеток. Но уж если кто решился заглянуть в особнячок Машарова, погрузился на сто лет вглубь истории, то портреты жителей тобольской губернии, созданные тюменскими и тобольскими мастерами фотографии, придутся как нельзя кстати. Может, без подписей даже интереснее? Не заморачиваясь на фамилиях, не тужась, припоминая, кто был кто, разглядывать интерьеры, наряды, лица — получать незамутненные знаниями впечатления. Одна дама похожа на Скарлет О`Хару, другая — осанистая, вся в кружевах, с двумя миловидными дочками в белых платьях — тянет не меньше, чем на особу королевской крови Группа монашек поделилась поровну, с одной стороны старые тетки, с другой — молодые-симпатичные. Интересно, от чего они ушли в монастырь? На групповой фотографии выстроились жители сибирской деревни. Лица их напряжены, напоминают об этнографических портретах из какой-нибудь Африки: с такими же суровыми лицами стоят перед камерой туземцы в своих перьевых нарядах и с копьями. Хорошая подборка — молодые семейные пары. Одни снимаются в шикарных шубах. Сидят рядом, но каждый сам по себе, у него лицо как будто растерянное, у нее — слегка капризное. Надо полагать, процесс съемки был небыстрым и не простым. Другие одеты очень просто. Барышня старается стоять поровнее, вся ушла в процесс позирования, ее спутник как будто не уверен, все ли он делает правильно, кажется, сейчас шагнет навстречу фотографу. Еще одна пара: жена спокойно сидит на стуле, а муж так и норовит выскочить вперед, показать себя, покрасоваться в смокинге. Да, авторы выставки верно подметили: сто лет назад Тюмень была грязным уездным городком, лошади, как известно, топли в грязи, зато люди на фотографиях получались исключительно щеголями и красавицами. Что было истинным лицом города — его грязные улицы или франтоватые жители с простыми спокойными лицами? Для гостя выставки неизвестными останутся девочки, мальчики, тети и дяди, изображенные на этих фотографиях. Можно только гадать, какой снимок принадлежит ателье Антонова, а какой — салону Маргина, Шустера, Родионовых, Козловских, Огибенина, Винокурова. Есть ли тут снимки, сделанные в первом ателье, которое в 1862 году открыл Федор Соколов? Или работы учителя рисования Тюменского приходского училища Высоцкого, который открыл ателье через четыре года после Соколова? Лицо Тюмени, парадоксальным образом складывается из конкретных, но и абстрактных в своей безымянности лиц. Хорошее такое, интересное лицо. Заглянуть в него лишний раз — полезно и интересно.