Плохо тебе — пойди посади незнакомого ребенка в самолет, отправь через полстраны.
_Одни из первых тюменцев, попавших накануне на спецпоказ фильма «Елки новые» Жоры Крыжовникова в тюменский «Киномакс», наверняка больше шли смотреть на себя. Впервые наш городок попал в объектив кинокамер беспечной оливье-франшизы, уже который год пытающейся накрыть всю страну сугробами из конфетти житейских праздничных историй. Погружение в местный материал оказалось буквальным — героя Дмитрия Нагиева чуть не утопили в условной тюменской проруби._
Снова калейдоскоп историй. Снова набор городов. Снова лотерея — покажут на всю страну местную достопримечательность или не покажут?
В этот раз никаких теорий, объединяющих совершенно незнакомых граждан одной страны. Единым, наконец, оказывается национальная ранимость, стойкость, сентиментальность, а еще вера в справедливость и огромная жажда любви. Достойная на фоне многих попытка вернуться к корням и попытаться прыгнуть к планке, раз и навсегда установленной, словно издевательски, Эльдаром Рязановым на оказавшейся недосягаемой высоте. Недаром в этом фильме звучит музыка из «Иронии судьбы…», намекая на авторитеты.
Где-то на просторах Вселенной… нашей необъятной и неподвластной логике родины:
— ребенок (Даниил Муравьев-Изотов) ищет маму через Интернет, не надеясь на отца-одиночку (Сергей Пускепалис), кажется, опустившего руки;
— работница аэропорта (Валентина Мазунина) ищет случай вернуться в травматологию к симпатичному травматологу (Антон Богданов);
— глубоко беременная снегурочка (Юлия Александрова) ищет шанс взглянуть в глаза сбежавшему дедморозу, испугавшемуся ответственности (Андрей Назимов);
— бывший десантник (Дмитрий Нагиев) ищет возможность подружиться со взрослым сыном (Даниил Вахрушев) любимой женщины (Елена Яковлева);
— известная ведущая (Екатерина Климова) плачет и поет песню про Умку по громкой связи в самолете;
— ну, а знакомые всем Боря (Иван Ургант) и Женя (Сергей Светлаков) сходятся на одной жилплощади, выясняя пределы человеческого терпения.
К сцементированному годами елочного кинобезумия тандему Урганта и Светлакова, изображающим условных россиян, на этот раз присоединился заслуженный физрук страны Дмитрий Нагиев. Наверное, тут мы должны гордиться, что один из лучших ведущих, этакий всенародный тамада, ненадолго становится обитателем областной столицы. Простой, диковатый, отчаянный, дядя Юра Внуков, представленный Дмитрием Владимировичем, безусловно должен польстить «миллионам тюменцев». Никакой причесанный «хабаровчанин» Пускепалис со своей деликатностью, например, рядом не стоял.
Для нас — только космическое одеяло на голое тело в зимнем лесу, только хардкор!
Из этого удивительного эпизода, явно отличающегося от остальных, тюменцы узнают, что за новогодней елкой у нас принято ходить в дремучий лес, почему-то начинающийся практически от порога некой городской многоэтажки, а не покупать на официальных елочных базарах. Пожалуй, только в этом киношная условность становится слишком условной. Что, кстати, не портит общей картины.
За всю мировую скорбь и одновременно за всю надежду и веру в человечество в этих «Елках» постояла актриса Юлия Александрова, от картины к картине представляющая все более проникновенные образы. Беременная девочкой Юленькой, ее героиня, служа сказке, сама далеко не в сказочных условиях. Отец ребенка оказался тряпкой и бросил подругу, узнав о беременности. Ремонт в ее небольшой квартире потихоньку делает необъятный южный человек, очень сочувствующий хозяйке. Заработок за этот Новый год придется пропустить, поскольку изящная снегурочкина шубка на большом животе давно не сходится. Подруга оказалась порядочной дрянью. То есть как раз непорядочной — подобрала «освободившегося» бывшего, не моргнув глазом.
Но эта снегурочка с длинной белокурой косой и синющими глазами из второстепенной стала главной героиней своей сказки, попутно совершив множество чудес для тех, кто попался на пути. Раз некому, придется самой себя спасать. Вот она, вынужденно ставшая «феминисткой четвертой волны», да еще «снегурочка» из телевизора — телеведущая одного из центральных каналов, вынуждены совершать чудеса собственноручно, даже несмотря на то, что все взрослые давно знают, что чудес-то, в общем, не бывает. Хотя жизнь всякий раз силится доказать обратное.
Эти новые «Елки» из праздничного фейерверка, красивого, но довольно бессмысленного, превратились в руководство к действию. По-крыжовниковски проникновенное, на грани трагедии, со светлой печалью «в рукаве», пронзительное, как чеховский «звук лопнувшей струны» под стук уничтожаемого вишневого сада, и все это уже в палате № 6.
Плохо тебе — пойди спаси кого-нибудь. Посади незнакомого ребенка в самолет, отправь через полстраны. Накорми беременную девушку, лежащую в Новый год лицом к стенке. Прости друзей-паразитов, сжегших твой дом в праздник, зато отлично дублирующих президента в новогоднем поздравлении у телевизора, онемевшего от полученных по бытовухе травм. Стань феминисткой четвертой волны. В хорошем смысле.
Название: Елки новые, 2017 год
Режиссер: Жора Крыжовников
В ролях: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Дмитрий Нагиев, Елена Яковлева, Сергей Пускепалис, Юлия Александрова, Антон Богданов, Валентина Мазунина, Екатерина Климова, Даниил Вахрушев, Таисия Вилкова и др.
Фраза: «Конечно, ведь чудес-то не бывает…»
Пример для подражания: на самом деле это папа «бобрихи», героини Валентины Мазуниной, воплощенный в нижегородском эпизоде актером Владиславом Ветровым. Пришла полиция по жалобе о хулиганстве, но если полиция обнаружила, что хулиганит дочь одного из явившихся полицейских, отчаянно ищущая любви и потому приковавшая себя спертыми у отца наручниками к симпатичному травматологу, то полиция простит, поймет и встанет на ее сторону. Потому что иногда любовь важнее.
Мораль: Хочешь любить — люби. Вот хоть соседей с дрелью. С чего-то же надо начинать.
_Официальный старт показов в Тюмени — 21 декабря._
Актер «Елок новых» Даниил Вахрушев: Влезть в шкуру тюменца было несложно