Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

«Странный художник» Сергей Перепелкин и его средства спасения ждут тюменцев в драмтеатре

В какой-то момент к автору "не настолько эффектных работ" подошли зрители и спросили, продаются ли они.

Тюменский живописец и график, главный художник театра кукол Сергей Перепелкин со смехом рассказал накануне, 27 октября, на открытии своей персональной выставки в Тюменском драматическом театре, как его приятель, тоже художник, отреагировал на работы, которые увидел несколько месяцев назад в мастерской.

— И у тебя есть время на эту ерунду?!

Несмотря на рост числа ковид-зараженных, непременно увидеть новую «ерунду» Сергея Перепелкина захотели друзья художника, коллеги по цехам театра и живописи, журналисты и зрители. На многолюдном, но не лишенном камерности открытии выставки они успели оценить и фирменную самоиронию автора, и его завидную работоспособность, позволяющую трудиться в театре кукол и находить время на станковую живопись, и глубину представленных художественных высказываний.

«Я очень долго хотела, чтобы выставка Сергея Михайловича появилась в нашем театре, — призналась руководитель музея Тюменского драматического театра Надежда Васькова. — Уговаривала его. Но, оказывается, он свои выставки делает нечасто, раз лет в пять. Поэтому я считаю, что это большое счастье и большая удача, что мы заполучили такого замечательного художника и можем показать его как можно большему количеству зрителей».

Всего на четвертом этаже театра представлено около 60-ти работ художника. Большая часть написана за последние годы, в том числе нынешний, 2020-й, в самоизоляции. Но есть несколько работ и из конца 1990-х.

Названия чаще всего простые, номинативные, даже скучные — «Лодки», «Оттепель», «Снежная зима», «Весна пришла», «Дорога на Сургут», «Роща», «Сосны, освещенные солнцем», «Прогулка», «Остров» и другие. Редкие символичны, как «Ковчег», на котором изображены стилизованные, напоминающие классный советский мультик, пароход и чайки с длинными клювами. Но в сочетании с изображенным названия непонятным образом приобретают состояние притчи.

Например, на картине, названной «Весна пришла», в стилистике, тяготеющей к абстракции, изображена учительница, комично широко, по-мужски, развалившая под столом ноги, взлетевшая занавеска и ворон, по-видимому, экспонат, поскольку стоит на подставке, но мог и влететь в открытое по причине тепла окно. Или «Дорога на Сургут», где, собственно, нет никакой дороги. Только понятно, что эти две сосны и брошенный кабельный барабан на фоне заиндевевших сугробов автор мог увидеть на обочине, направляясь по какой-то надобности на Север, в эту заиндевевшую синеву. А «Остров» — это загадочный, окруженный водой замок. Поэтому названия не так просты, они уже содержат какое-то допущение, пространство для интерпретаций. И так почти во всем.

Выбиваются из общего ряда работы, навеянные прошлогодней поездкой в Венецию. По словам Сергея Михайловича, именно «Ведута I» и стала той картиной, вокруг которой собралась выставка. Завораживающая серая, мерцающая дымка, закрытая, словно защищенная довольно жестким ритмом крупных мазков, в которой угадываются очертания Санта Мария делла Салюте, но словно измененные сном, воображением. Работа в духе какого-то заново решенного импрессионизма. Завершенная, но одновременно содержащая некую недосказанность.

«А Венеция… Слушайте, я понял, почему люди ее без конца рисуют, даже есть отдельный жанр — венецианская ведута, — говорит художник. — Это такое место, где нет вообще ничего пошлого. Там все абсолютно не так, как у всех. Земли нет! Люди… Вот мы идем по Сан Марко, и идет человек в хорошем итальянском костюме, а из рукава торчит крюк! Магазин, где продаются картинки, там стоят скульптуры известного автора, например. Там нет ничего нормального, все ненормально. Людям нравится. И город не сказать чтобы красивый, даже страшноватый местами, но очень необычный».

При этом сам художник вовсе не кажется человеком, способным впадать в меланхолию и экзальтацию. О своей работе он говорит предельно просто, буднично, не скрывая некоторого скепсиса, ну и, конечно, с юмором.

«Я хочу сказать пару слов о том, как я сам ощущаю то, что вы видите, какой-то ключик дать к пониманию, — говорит Сергей Михайлович. — Вот есть такой тюменский скульптор дядь-Гена Вострецов. Человек очень талантливый и очень прямой, который всегда говорит то, что думает. Мне это в нем очень нравится. Он как-то пришел на мою выставку, ходил, ходил и говорит: „Слушай, Сережа, какой-то ты странный художник… И выставка у тебя странная…“ Я у него выпытываю: „Что значит, странная? В каком смысле? По-хорошему странная или по-плохому?“ „Да по-разному, и так, и так…“ — отвечает он. Так вот, что хочу сказать. Я профессиональный художник, но не профессиональный станковист. Что это значит? Я не ощущаю потребности работать над стилем, законченностью полотна, над его красотой. У меня есть какая-то импрессия, какая-то мысль, я ее как-то быстренько — ты-ды-ды — и все, теряю к ней интерес. Поэтому, может быть, они не настолько эффектны, эти работы. Но, надеюсь, что кому-то понравятся. Живопись — это вообще искусство такое, индивидуального потребления. Всем понравиться невозможно. В отличие от театра. Театр все-таки рассчитан на то, чтобы понравиться всем».

В какой-то момент к автору «не настолько эффектных работ» подошли зрители и спросили, продаются ли они. А недостаток восхищения с лихвой восполняли гости.

«Чем интересны работы Сергея Перепелкина, так это тем, что нет одинакового приема, хочется переходить от одной к другой и размышлять, разгадывать художника, — отмечает Александр Новик, председатель областного отделения Союза художников России. — Автор везде ищет какой-то свой композиционный, световой ход, сталкивает живопись с графикой, создает образы, которые удивляют, потому что там есть характер. Он заявил о себе как о мощном театральном художнике, но хочется пожелать, чтобы он продолжал работать и над станковой живописью. Спасибо за выставку!»

«Никакой коронавирус, никакая другая напасть не может помешать людям, которые захотят прийти на твою выставку, — заверила друга и коллегу Ольга Трофимова, главный художник Тобольского драматического театра. — У меня не так много слов, чтобы выразить, как мне нравятся недавние твои работы. Такой мощный отбор из всего неважного, случайного! Ты оставил главное».

Любовь Чмутина, долгое время руководившая литературно-драматической частью театра кукол, обратилась к виновнику торжества так: «Был, знаете, такой фразеологизм „человек Ренессанса“. Человек, в равной степени обладающий многими талантами. Я не буду говорить, что это относится к Сергею Михайловичу — он не любит таких высокопарностей. Тем более, что одна из его важных черт — самоирония. Но когда говорят, что сложно переключиться с одного вида искусства на другой, мне кажется, что ему — легко. По крайней мере это так выглядит. Он равнозначно талантлив и в живописи, и в сценографии. А сцена в театре кукол немаленькая. Но он и в драмтеатре ставил, и в Ангажементе. А попроси его Большой театр в Москве, он и там сможет работать, не растеряется. Креативен во всем. Надо сказать, что его работа над спектаклем как правило начинается с разговора с завмузом. Они решают, какая музыка будет звучать в спектакле. И от этого — все остальное. Находят контрапункт в музыкальном и художественном оформлении. И получается гармония, и создается мир. И вот это у него получается! И получается не просто так. Потому что он пишет искусствоведческие, театроведческие статьи, прозу, пьесы, песни — слова и музыку. Мы надеемся, что в скором времени появится его чудесная песенка, посвященная нашему театру кукол. И человек занимается вот этим всем, потому что иначе не может. И дарит это нам. Видите, засмущался, ему это все не нравится… Но пусть его таланты и дальше позволяют нам общаться друг с другом по поводу его очередных произведений».

«Я не могу говорить как специалист по поводу живописи, но очень люблю Сережу как человека, — признался Владимир Орел, актер Тюменского драматического театра, Народный артист России. — Он человек очень мягкий, но с чувством собственного достоинства, профессионал, многостаночник».

А коллега художник Олег Федоров заявил: «Хочу сказать, что Сергей — нереализованный рок-н-рольщик. И это чувствуется в его работах. Там есть этот накал, как у настоящих рок-н-рольщиков — Deep Purple, Led Zeppelin. Им сейчас за 70, за 80, но они по-прежнему парни, а не пенсионеры. И я хочу сказать Сергею, что к нему слово „пенсионер“ тоже не имеет отношения (через несколько дней Сергей Михайлович отпразднует 60-летие. — Прим. ред.). … Вижу много новых работ. По-хорошему уже завидую. Потому что от них есть ощущение цельности, мастерства, хотя не об этом речь. И помимо вот этой интонации иронической, которая всегда была ему присуща, там читается несколько отстраненный взгляд на этот мир, на реальность, появляются новые оттенки. Размышление о жизни не только как о празднике, который всегда с нами, но и как о драме, если не о трагедии, в общем, о процессе довольно сложном. Меня поражает и восхищает, точно так же, как и в работах Чемакина Саши, вот эта завершенность там, где, казалось бы, два-три пятна, мазка… И самое важное: Сергей — художник думающий. Это не такое частое явление, потому что есть художники изображающие, есть выражающие свои чувства, эмоции. А есть размышляющие, как Сережа. … В общем, не буду говорить долго. Продолжай свою рок-н-рольную жизнь!»

А на вопрос, откуда взялось название выставки «Ковчег и другие средства спасения» (как вариант «Ковчег и прочие плавсредства»), Сергей Перепелкин ответить не смог. «Просто так пришло. Не требуйте объяснения, — попросил он журналистов. — Вообще все изобразительное искусство устроено следующим образом: приходит какая-то изначальная мысль, импульс, человек начинает и делает эту работу. Потом про этот импульс забывает. И когда начинает объяснять, что означает изображенное, как правило, это уже не имеет отношения к делу. Просто так это работает».

— То есть, никакого спасения нет?

— Спасение в творчестве, — подсказал Олег Федоров.

_Выбрать плавучие средства спасения, подходящие лично вам, нужно успевать до Нового года. Столько проработает выставка Сергея Перепелкина в драмтеатре._

_Фото Екатерины Христозовой_

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Александр Моор: В новом доме тюменского отделения Союза женщин России уютно и красиво
Александр Моор: В новом доме тюменского отделения Союза женщин России уютно и красиво
Глава региона рассказал о значимой деятельности организации.
#Александр Моор
#Союз женщин России
#поздравление
#помощь
#СВО
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Успенке Тюменского округа снесут комплекс нежилых помещений
В Успенке Тюменского округа снесут комплекс нежилых помещений
ГУС дал комментарий.
#ГУС
#снос
#безвозмездно
#здание
#комплекс
#Успенка
#Тюменский округ
#тк
На Ямале участникам СВО будут выдавать до 350 тысяч рублей на собственное дело
На Ямале участникам СВО будут выдавать до 350 тысяч рублей на собственное дело
Соцконтракт будет  сопровождаться индивидуальной программой адаптации.
#СВО
#дума
#поддержка
#бизнес
#помощь
#ЯНАО
#Ямал
#Тюменская область
#тк
Губернатор Дмитрий Артюхов открыл в Тюмени «Дом Ямала»
Губернатор Дмитрий Артюхов открыл в Тюмени «Дом Ямала»
Событие произошло после юбилея округа.
#ЯНАО
#Ямал
#Дмитрий Артюхов
#открытие
#молодежь
#студенты
#ветераны
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Татарстане муж зверски убил жену из-за музыки и пытался расчленить
В Татарстане муж зверски убил жену из-за музыки и пытался расчленить
Криминалисты насчитали на теле не менее 11 ранений.
#суд
#уголовное дело
#убийство
#Татарстан
#новости России
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять