В системе здравоохранения за каждым пациентом планируют закрепить "медицинского адвоката".
В системе здравоохранения за каждым пациентом планируют закрепить страхового поверенного. Чем займется «медицинский адвокат», и поможет ли нововведение повысить качество услуг, «Вслух.ру» рассказала начальник управления организации обязательного медицинского страхования территориального фонда ОМС Тюменской области Валерия Грибоедова.
— Давайте сначала разберёмся, кто такие страховые поверенные? И зачем они нужны, ведь в каждой страховой компании действуют отделы по защите прав застрахованных?
— Вы правы, страховой поверенный — это своего рода адвокат. Такой человек должен быть у каждого застрахованного. Как сказала министр
— Что входит в круг обязанностей страхового поверенного?
— Если коротко, то защита прав застрахованных, а именно, рассмотрение всех обращений. То есть, гражданин может позвонить страховому поверенному в любой ситуации и обратиться с любым вопросом, будь то порядок получения медицинской помощи, порядок получения полиса ОМС или прохождение диспансеризации.
— Поверенный должен будет сопровождать застрахованного и отвечать за исполнение регламента профилактических мероприятий. То есть, он прямо на процедуры будет с нами ходить?
— Вот это абсолютно новое направление и для страховых компаний, и для медицинских организаций, и для фонда ОМС. Ведь на сегодняшний день мы сами обязаны прийти в поликлинику по месту жительства и пройти диспансеризацию. А за то, чтобы население, прикреплённое к тому или иному участку было здорово, отвечает участковый терапевт. Теперь же, за тем, чтобы население вовремя проходило диспансеризацию, будет следить страховой представитель. Он обязан довести своего застрахованного, за которого отвечает, до участкового терапевта и проследить за тем, чтобы диспансеризация была пройдена. Если при этом будут выявлены какие-то заболевания, страховой поверенный станет осуществлять контроль за ходом лечения своего подопечного.
— Если пациенту назначили неправильное лечение или он недоволен оказанными услугами, он должен будет обращаться к поверенному, а не туда, где его лечили?
— Не он должен обращаться к поверенному, а наоборот. Обязанность поверенного — выяснить, прошёл ли человек диспансеризацию, доволен ли он оказанными услугами, а если нет, то почему? Поверенный — это своего рода куратор.
— Сейчас не всегда можно записаться к узким специалистам в своей поликлинике, поверенный сможет решить этот вопрос? К примеру, перенаправить пациента в другое учреждение, помочь с записью на прием?
— Безусловно, это тоже входит в круг обязанностей поверенного. Он поможет попасть не только к узкому специалисту. Если по результатам обследования больному показана плановая госпитализация, то страховой поверенный обязан довести пациента и до стационара.
— Можно ли будет отказаться от страхового поверенного или выбрать другого, если, к примеру, свой не устраивает?
— Давайте сначала посмотрим, как пойдёт дело, начнём работать. В дальнейшем, я думаю, если пациент не будет доволен работой своего поверенного, проблем с его заменой не будет.
— Страховые поверенные будут работать за счет фонда обязательного медицинского страхования. Значит ли это, что и соблюдать они будут интересы страховых компаний, а не пациентов?
— Я надеюсь, что у нас общие интересы. Это укрепление и сохранение здоровья нашего населения.
— Где этих людей будут готовить? На базе каких образовательных учреждений? Вообще, поверенные должны иметь медицинское образование?
— На сегодняшний день определено четырнадцать вузов по всей Российской Федерации, которые имеют право готовить страховых поверенных. Тюменский государственный медицинский институт входит в перечень этих высших учебных заведений. Необходимо уточнить, что страховые представители будут делиться на три уровня. Специалисты первого могут не иметь медицинского образования. Страховые представители второго и третьего уровня должны быть с высшим медицинским образованием и обязаны проучиться по определённой, утверждённой Минздравом, программе подготовки. Чем выше уровень страхового поверенного, тем больше вопросов входит в рамки его компетенции. Первый уровень — это ответ на типовые вопросы, носящие справочно-консультативный характер. По сути, это специалист контакт-центра. Второй уровень — это страховой поверенный, который занимается вопросами диспансеризации, диспансерного наблюдения, своевременной госпитализации пациента. Проводящий телефонные опросы по удовлетворённости пациентов качеством оказания медицинской помощи. Специалист третьего уровня — это уже страховой поверенный, который организует экспертизу качества медпомощи.
— Тюмень — один из пилотных регионов. Когда система начнёт работать, и будет ли это происходить поэтапно?
— Контакт-центр по вопросам получения медицинской помощи работает с первого апреля 2016 года. Круглосуточный телефон: 8 (800) 30−200−40. В рабочее время на все вопросы отвечает как раз страховой поверенный первого уровня. В ночное время, выходные и праздничные дни телефон работает в режиме «электронного секретаря». Все вопросы записываются, прослушиваются и обрабатываются.
Специалисты второго уровня у нас заработают с 2017 года. Однако в пилотном режиме они уже работают с городской поликлиникой № 3 и страховой компанией «Югория-Мед». Страховые представители третьего уровня начнут работу в 2018 году.
— С введением нового института поверенных наши расходы увеличатся?
— Мы будем работать в рамках текущего финансирования, без увеличения расходов. Я надеюсь, что на пациентах все эти новшества скажутся только более качественной, а главное, доступной медицинской помощью.