«В ближайшие годы предстоит пересмотреть практически всё законодательство ЯНАО по вопросам местного самоуправления, а это более трех десятков законов, которые представляют собой логически взаимосвязанную и исторически оправдавшую себя систему», — заявил председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Сергею Харючи в интервью СЕВЕР-ПРЕСС, комментируя федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ».
По словам Харючи, в концепции предполагалось, что регионам будут оставлены лишь исполнительные функции. Спикер Думы считает, что государственная политика в области развития местного самоуправления должна быть достаточно разнообразной и гибкой с предоставлением резерва для детализации содержания федерального закона и процедур его применения законодательством субъектов РФ.
Основное, при реализации этого закона в автономном округе, по словам Харючи, сгладить существующие в нем шероховатости и проблемы. «Ни одним законом невозможно предусмотреть абсолютно все нюансы и те трудности, с которыми предстоит столкнуться региональным властям», — сказал он.
В первую очередь, по мнению спикера, в течение 2-х лет предусмотрен переходный период для поэтапного реформирования местного самоуправления, но существующая в тенденция увеличения федеральной составляющей в налоговых отчислениях и сокращение доходной части бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований в значительной мере уменьшает возможности по реализации закона.
«При этом закон предусматривает, что основные мероприятия по реформированию должны быть осуществлены силами субъектов федерации и муниципальных образований», — подчеркивает Харючи.
По словам Сергея Харючи, до 1 января 2005 года необходимо определить количество и установить границы муниципальных образований в соответствии с федеральным законом, который устанавливает жесткие рамки по введению института местного самоуправления практически во всех населенных пунктах, вхождению населенных пунктов в состав муниципального образования и разграничению их территорий. Харючи отметил, что, к сожалению, такая модель местного самоуправления не учитывает сложные природно-климатические условия, значительную удаленность поселений друг от друга, сложную транспортную схему, а также исторически сложившееся административное деление на города и районы, характерные не только для районов Крайнего Севера, но и для многих малонаселенных районов России.
На следующем этапе реформы — до 1 января 2006 года — предполагается собственность субъекта федерации, необходимую для решения вопросов местного значения, безвозмездно передать в муниципальную собственность. Как отметил Харючи, предприятия и организации, способные пополнять местный бюджет, существуют далеко не везде, но, учитывая, что законом установлены ограничения по вхождению поселений в муниципальные образования, обладание всеми ими необходимыми ресурсами остается под вопросом.
Так что возможность передачи государственных полномочий, как Российской Федерации, так и субъектов федерации зависит от способности муниципальных образований в полном объеме их исполнять.