К 2010 году КНИГА станет артефактом современной информационной цивилизации – такие прогнозы всерьез обсуждаются среди книгоиздателей всего мира. Правда, кое-кто из них предрекал, что к 2005 году книга выйдет из информационного оборота, уступив место новейшим медиатехнологиям. Пророчество не сбылось. Более того, за последние 50 лет ХХ века параллельно ...
К 2010 году КНИГА станет артефактом современной информационной цивилизации — такие прогнозы всерьез обсуждаются среди книгоиздателей всего мира. Правда, кое-кто из них предрекал, что к 2005 году книга выйдет из информационного оборота, уступив место новейшим медиатехнологиям. Пророчество не сбылось. Более того, за последние 50 лет ХХ века параллельно с технологическими революциями выпуск наименований книг увеличился в шесть раз! Поэтому «издательское дело в ближайшем будущем не потеряет своей актуальности», считает Борис Ленский, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой книжного бизнеса Московского государственного университета печати, как никто другой знающий все об издательском деле России. С 26 по 28 февраля он общался со студентами кафедры издательского дела и редактирования отделения журналистики филологического факультета ТюмГУ. А 27 февраля принимал у первых выпускников, специалистов издательского дела, государственный экзамен. Лекции опытных не только в теории, но и в практике преподавателей тем и хороши, что не академичны, но ярки — метафорами, афоризмами и, конечно, личностью самого лектора. Скорее, это не лекции, а мастерские, в которых маэстро в последнюю очередь учит. Как показалось, именно таким лектором был и Борис Владимирович. Главной фигурой современного издательского дела Борис Ленский считает Издателя — двуликого Януса, который, с одной стороны, — культуртрейгер, с другой, — бизнесмен. Примерить на себя эту личину профессор предложил студентам, чтобы познать четыре «момента истины» издательского дела, открытые американцами. Студенты оказались не глупее американских открывателей, и точно сформулировали первый вопрос начинающего издателя — что издавать? Как выяснилось, вопрос этот рисковый и судьбоносный для издателя, который обязан обладать не только знанием книжного рынка, но и тонким чутьем. Показателен здесь случай с издателем Захаровым, который удачно поставил на Акунина и оказался слеп к Джоан Роулинг, пожалев каких-то 2 тысячи долларов! Сегодня, по мнению Бориса Владимировича, издатели удачно сочетают обе маски, поскольку успех издателя — это «итоговая строка в балансе» — четвертый «момент истины» издательского дела. В противном случае — провал, который, считает профессор, чаще всего случается из-за финансовой безграмотности. А как же критерий просвещения граждан? «Хорошая книга всегда вызывает спрос и всегда успешна», — очень по-американски отвечает Ленский. И выражение «на потребу общества» у Бориса Владимировича не нагружено негативным смыслом: «Если человеку не требуется, если нет спроса, никто книжку не купит!». Студенты тоже пытались вызвать профессора на разговор о содержательном качестве книг: «А должен ли издатель задумываться над содержанием книги?». «Это не праздный вопрос, — согласился Борис Владимирович. — Но забота о финансовой стороне дела приводит к нивелированию содержания и цены за счет затрат. Контент очень редко берется в расчет при определении цены. Количество страниц, красочность, качество бумаги, оформление и иные расходы — да. Такая вот уравниловка». И снова о великой роли Издателя, «фигура которого сегодня, может быть, даже выше самого автора. Он — мета-, проавтор»! Поэтому издатели требуют у правоведов разработки издательских прав, равных по силе закона правам автора. Хотя, как выяснилось, и не слишком-то задумывается о содержании
Студенты задавали и риторические вопросы: когда центр книгоиздания сместится с центра на периферию? Хотя это касается не только книгоиздания, но и культуры в целом. Вопрос не только «проклятый», как его назвал Ленский, но и исторический: так на Руси испокон веков повелось. «Этот вопрос должен решаться политическими средствами. Мы строим вертикаль, которая не может обойтись без Москвы и Санкт-Петербурга. Возможно, когда придет другой президент и будет строить горизонталь, ситуация изменится», — ответил Борис Владимирович. Открывая студентам третий «момент истины» издательского дела (поиск эффективного способа распространения), профессор рассказал о такой популярной за рубежом организации распространения, как книжные клубы. Как правило, такие клубы открываются при издательствах. Самый большой книжный клуб находится в Германии, он насчитывает 25 млн членов — представляете, каким обезбаливающим средством он служит для издателя, у которого болит голова о том, как продать книгу. Были в аудитории и практические вопросы: как найти спонсора на издание, как искать авторов, как бороться с фиксированной ценой, как открыть книжный клуб