На что обращать внимание при выборе группы и специалиста.
Директор ассоциации логопедов Тюменской области, специалист с 50-летним стажем Галина Криницына в прямом эфире официального паблика оперативного штаба рассказала, с какими речевыми проблемами чаще всего сталкиваются дети и какие упражнения помогут сформировать правильную речь.
Логопед — это универсальный специалист. Как объяснила Галина Михайловна, логопедия требует медицинских, нейропсихологических, нейрофизиологических, психологических, педагогических знаний. Так что постановка звуков — это верхушка айсберга.#####"Речевая патология у детей по сравнению с 90-ми стала более сложной, — говорит Галина Криницына. — Речевое нарушение сочетается с нарушением двигательной, эмоциональной сферы, нарушениями поведения, социальной и речевой коммуникации. Одна из причин — цифронизация детства. Обилие работы с гаджетами снижает формирование одной из важных функций — вслушивание в речь. Дети не умеют слушать, осмысливать сказанное, что влечет предпосылки нарушения письма и чтения".
Когда ребенок должен начать говорить
Есть такое понятие как чувственный или сенсорный голод. Дети его сейчас испытывают. А надо-то лишь правильно играть.
«Наши родители не умеют играть с детьми. Только в игре насыщаются чувствами. Самая большая польза для детей — если мы научим мам играть с детьми, устанавливая слуховой, зрительный контакт, обучая поворачивать голову. Это все предпосылки для формирования речи, интеллекта, социальной адаптации ребенка», — говорит Галина Михайловна.
Здесь важно фонематическое восприятие, фонематический слух. Одно из полезных занятий для малышей — подражание разным звукам: как, к примеру, льется вода, как гуси говорят — «га-га-га».
Правильное речевое развитие можно поделить на несколько ступеней. Сначала появляется гуление. Лепет к 8-9 месяцев переходит в певучий лепет. С 9 месяцев — первые слова, к полутора годам — первые предложения. К 3 годам ребенок должен произносить шипящие, к 4-м, когда язык готов к вибрации, — «р» и «л».
Однако много детей не говорит к 3-4 годам, только специалист может объяснить причину, а их множество. Также следует обратиться к логопеду, если ребенок не жует, не глотает, поперхивается: надо смотреть язык.
Родители могут решить, что проблемы с произнесением звуков возникают из-за уздечки, которую нужно подрезать. «Уздечка растягивается, без крайней необходимости подрезать нельзя. Обязательно требуются консультации ортодонта, стоматолога и логопеда», — предупреждает Галина Михайловна.
Как поставить звук «л»
Что касается звуков, то для говорения надо пять положений языка: язык широкий, распластанный, направлен к нижним зубам, поднимается вверх, направляется назад или подворачивается. Если появляются проблемы с произношением, замены звуков, то, возможно, дело в вялости, слабости корня языка. Помогут специальные упражнения, которые лучше делать в виде игры. Если ребенка клонит в сон — значит, ему просто скучно.
Для постановки звуков рекомендуют основные упражнения для языка, под которые можно придумывать разные истории. «Заборчик» — верхние зубы должны быть на нижних, губы растянуты в улыбке. «Трубочка» — губы вытягиваются вперед. «Домик» — открыть рот так, чтобы были видны зубы. «Лопаточка» — вытянуть язык вперед. Положение языка для шипящих и свистящих, звуков «р» и «л» — верх, у альвеолы. Можно сказать «да», чтобы понять: где это.
Одна из проблемных букв, в том числе у взрослых, — это «л». Для ее произнесения требуется с хорошей артикуляцией произносить «ы». Кстати, только при произнесении этого звука язык делает два изгиба: корень поднимается вверх, и кончик языка поднимается вверх напряженный. Воздушная струя идет по бокам языка. Еще можно прикусить язык зубами и сказать «ы». Что получится? Правильно — «л».
Какие группы выбрать для занятий с логопедом
«Логопедия предполагает три вида стратегии: фронтальные занятия всей группой, подгрупповые с 2-4 человека, индивидуальные, — говорит Галина Криницына. — Но если есть нарушения звукопроизношения, то в первую очередь на индивидуальных занятиях. На малых группах звуки не поставишь, потому что у каждого ребенка один и тот же звук нарушается по-разному. В группы объединить полезно для автоматизации этих звуков. На фронтальные занятия выводить детей, когда у всей группы этот звук поставлен».
Поставить звуки у ребенка реально за несколько месяцев. Но нужен хороший специалист, чтобы, повторимся, была понятна причина нарушений. Прежде чем соглашаться на услуги, поинтересуйтесь, где логопед проходил обучение. Появилось много краткосрочных курсов с получением дипломов, которые не дадут полный спектр знаний, о чем также предупреждает специалист.
Фото: pixabay.com.