Глава города Максим Афанасьев решил отказаться от применения галита в историческом центре.
Применение реагентов тюменцев, как правило, не радует: они убеждены, что «химия» вредна для экологии и здоровья. Мэр Тюмени Максим Афанасьев этой зимой пообещал применять реагенты по минимуму.
Смогут ли химические составы для «засолки» дорог избавить город от снега и зимних пробок и насколько они вредны? Мнением по этому поводу с «ФедералПресс» поделилась эксперт по зимнему содержанию дорог, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова.
Щадящий путь
На прямой линии мэр Тюмени Максим Афанасьев объявил о сокращении использования галита в борьбе с гололедом в целях улучшения качества окружающей среды.
«Будем пробовать использовать другой альтернативный вид противогололедного материала в исторической части города. Не галит, где чистая соль. Она вроде бы экологически чистая, но не мне вам рассказывать: соль — она и есть соль. Мы же знаем с вами в быту: капнул что-то на вещь, солью посыпь, и пятно уйдет. Соль — она все разъедает, в том числе и грунт, пыль, которые являются источником образования грязи», — рассказал горожанам Афанасьев.
Юлия Антонова уточнила, что современные реагенты полностью растворяются и не требуют вывоза и уборки весной — она сводится к простой промывке улиц. Эксперт пояснила, что в этом и есть отличие от песко-соляной смеси, остатки которой оседают на дорогах или превращаются в пыль, и ею дышат горожане. В теплое время года приходится очищать поры асфальта и ливневые канализации (песок забивает их, что может привести к потопам во время дождей), и это также требует дополнительных средств.
Все современные противогололедные материалы — это многокомпонентные реагенты.
«В их составе — комбинация солей, полностью очищенных от глины и иных примесей, антикоррозийные и биофильные добавки, снижающие негативное воздействие на металл, цементно-бетонные конструкции, кожу обуви, домашних животных и экологию в целом. Они не вызывают аллергии и имеют pH не выше, чем у водопроводной воды. По результатам исследований, которые Ассоциация проводила с 2016 года совместно с ФАУ „РОСДОРНИИ“, МАДИ и различными НИИ в российских городах (Москва, Казань, Санкт-Петербург, Пермь и других) установлено заметное снижение нагрузки на экологию, сокращение аварийности на дорогах при применении современных противогололедных реагентов (ПГР) в сравнении с технической солью (галитом)», — подчеркнула эксперт.
Современные ПГР проверяют в специальных независимых аккредитованных лабораториях, а также в Роспотребнадзоре и Росприроднадзоре. По результатам выдаются паспорт безопасности, экспертное заключение, протоколы испытаний, сертификаты на соответствие ГОСТам и заключение государственной экологической экспертизы. Так как к ПГР предъявляются очень высокие требования, они подлежат постоянному контролю.
Действуют реагенты по следующему принципу: соль, соприкасаясь со снегом или льдом, разрушает молекулярные связи, снег тает, не укатываясь под колесами транспортных средств, а лед, в свою очередь, превращается в воду. Благодаря своим свойствам современные реагенты предупреждают накаты и позволяют бороться с наледью при температуре до −30 градусов. Если после оттепели наступило резкое похолодание, то реагент быстро и эффективно справится с ледяным панцирем на дорогах и тротуарах, защищая тем самым людей от травм и аварий по причине гололеда.
«Для обработки дорог с высоким трафиком наиболее эффективны двухфазные (из твердой и жидкой фаз) противогололедные реагенты, для обработки пешеходных зон — комбинированные противогололедные материалы (ПГМ): многокомпонентный реагент плюс мраморная крошка или отсевы дробления крупной фракции (до 1-5 мм)», — рекомендовала эксперт.
Меньше ДТП и падений
Реагент, подобный тому, что планируют применять в Тюмени, под названием «Бионорд» используют в Екатеринбурге. Кстати, в миллионниках, где с гололедом борются с помощью химических реагентов, зафиксировано значительное уменьшение зимней аварийности: в Москве этот показатель стал ниже на 67%, в Казани — на 45%, в Екатеринбурге — на 72%, в Красноярске — на 28% (до применения реагентов и после).
Новый реагент попробуют в применении на въезде в Тюмень со стороны Рощино и в центре. Разработчики уверяют, что этот реагент полностью растворяется, не засоряет канализацию, не вредит газонам и почве, да и вообще безопасен для города. Он работает даже в мороз −30 градусов.
«Первое, что заметят дорожные службы, — это расход современных ПГР. Одной загрузки хватит на большую площадь дорог, что значительно оптимизирует затраты на ГСМ и количество требуемых людей. По итогам сезона при соблюдении технологии применения и рациональном подходе будет заметен и экономический эффект: меньший объем вывозимого снега, отсутствие песка, который также необходимо собирать и утилизировать. Экологический эффект будет виден примерно через три года после перехода на современный ПГР и полного отказа от галита и ПСС. Только в динамике можно увидеть степень снижения засоления почв и водных объектов», — считает Юлия Антонова.
Она обозначила, что еще одним показателем качества содержания дорог и улиц является общественное мнение. По мнению эксперта, горожане однозначно оценят разницу от применения ПГР на своей обуви и ощутят снижение скользкости на пешеходных зонах.
Без реагентов не обойтись
По словам мэра Максима Афанасьева, полностью отказаться от реагентов в Тюмени пока не получится. Для этого нужно круглосуточно убирать снег, а это приведет к большим пробкам, поэтому, по его мнению, лучше взять пример с Москвы, где дороги чистят ночью. Надо сказать, эти слова горожане активно поддержали в соцсетях.
Кроме противогололедных материалов на скорость и качество уборки дорог и тротуаров влияет количество спецтехники, подтверждает слова Афанасьева федеральный эксперт. Юлия Антонова поясняет, что после обработки дорог талый снег обязательно нужно очищать с помощью машин, независимо от вида используемых ПГМ.
«Однако оперативно вывозить снег, имея три машины, невозможно. В связи с этим подчеркну, что переход на инновационные реагенты позволяет в среднем в два раза снизить потребность города в специализированной технике, в 2,5 раза — расходы на горюче-смазочные материалы и содержание автопарка, в 4,5 раза — требуемый тоннаж противогололедных материалов. Снижение затрат на зимнее содержание 1 кв. м может составить до 20%», — сообщила специалист.
Кроме того, по ее словам, использование современных реагентов положительно влияет на сокращение зимнего травматизма и снижение уровня засоленности почв.
Фото: Вслух.ру