Dipol FM | 105,6 fm
92.05
98.64

Снимают все! Тюмень обнажается для фотокамер

Из года в год фото-лето в Тюмени становится все более громким и интересным событием. На этот раз помимо третьей выставки-конкурса "Фотографы - Тюмени" и конкурса репортерской фотографии памяти Александра Ефремова музейную фотореальность дополнила коллекция воспоминаний о прошлом и настоящем "Хроники повседневности", принадлежащих фотографам из Москвы, ...

Из года в год фото-лето в Тюмени становится все более громким и интересным событием. На этот раз помимо третьей выставки-конкурса «Фотографы — Тюмени» и конкурса репортерской фотографии памяти Александра Ефремова музейную фотореальность дополнила коллекция воспоминаний о прошлом и настоящем «Хроники повседневности», принадлежащих фотографам из Москвы, Киева и Латвии, а также экспозиция Сергея Киселева «Зал ожидания». С удивлением обнаружила, что выставки вызывают у зрителей впечатления не просто разные, но диаметрально противоположные. Кому-то «Хроники повседневности» в исполнении столичных мастеров кажутся ужасно унылыми и подавляющими, а мне вот именно три зала с работами Людмилы Зинченко, Валерия Щеколдина, Олега Кириллова, Валерия Нистратова, Виктора Суворова и даже Алниса Стакле показались самыми интересными, профессиональными и наиболее достойными именно музейного экспонирования. И пусть общий пафос «Хроник» скорее печален, чем жизнерадостен, видится в этих снимках настоящий класс — умение фотографа совладать с камерой, выстроить композицию, не просто увидеть интересный, красивый, острый момент, но и ухватить его, донести до зрителя во всей полноте красок и эмоций. «Хроники» по большей части посвящены концу 1980-х — началу 90-х годов: с одной стороны, налицо деревенская разруха, лишенное глянца молодежное буйство, сомнительные перспективы и горечь в глазах растерянных людей. С другой — в тех же постперестроечно-путчевых годах Людмила Зинченко увидела пасторали «Нилова пустынь», «Петрозерье», «Деревенский праздник», «Данилино детство», волшебную картину «Сна», выхватывающую из предзакатной темени пестрое лоскутное одеяло… Валерий Щеколдин делает своими героями людей, но индивидуальный портрет превращает в концепцию эпохи. У 90-х лицо настороженной старухи, оно изрыто монументальными морщинами, овеяно крепким дымом махорки или безумно кривляется, как девчонка на одном из первых рок-концертов. А вот к концу 90-х «Юность Москвы» обретает совсем другой облик — меланхоличная юная парочка — белые носки, набриолиненные волосы, аккуратно подстеленная газетка для удобного распития пива посреди клумбы. Олега Кириллова не зря в 1989 году назвали королем репортажа. Он ловит мяч в полете к вратарю, красавиц за кулисами, быстрыми скетчами воссоздает атмосферу войны в Грозном и Карабахе. Политики, паломники, женщины, солдаты, абхазский сюрреализм — крах советской империи во всем многообразии. Вот и Валерий Нистратов подтверждает — «все мы выросли на СНГ». В какой-то момент он отказался от новостного репортажа в пользу ироничных, философских, почти этнографических зарисовок. Его работы впору принять за эталон — неожиданные, почти сюрреалистические сюжеты, эмоциональность, художественная выразительность и техническая безупречность. Многие из его фотографий спорят и перепеваются с живописью старых мастеров: «Сбор слив», табачные плантации в Молдове, пронизанный светом «завтрак на священной горе». Меньше точных попаданий в соседнем зале, где развешаны снимки тюменских фоторепортеров. Выставка памяти Александра Ефремова первым делом оставляет ощущение разнобоя. Понятно, с одной стороны — много авторов, много разных событий. Но ощущение винегрета еще и от разного качества снимков. Рядом с ловко, остроумно «пойманным» моментом соседствует случайное фото — затвор щелкнул где-то рядом с идеальным снимком, слишком рано или слишком поздно. Так что получился «проходной» кадр, которым гордиться может любитель, но не профессионал. Из симпатичного — цепляющий взгляд портрет лиричной лабытнангской серии Сергея Черкашина (2 место в категории «Репортаж»), магнетически обаятельная мадонна с младенцем — «Начало биографии» Дмитрия Зеленина, трогательная сценка «Нежность» Сергея Куликова, славный портрет Жириновского, ухваченный Олегом Пашуком, умильный «Боец хозвзвода» Андрея Черепанова, кормящий из бутылочки двух козлят. И все же от профессиональных фотожурналистов, постоянно находящихся в гуще событий, ждешь чего-то большего, чего-то действительно сногсшибательного — зрелищного, сенсационного, красивого. Как ни странно, эффектными снимками порадовала экспозиция «Фотографы — Тюмени», в которой любители выгодно отличились от профессионалов. Сегодня снимают все, кому не лень — цифровые мыльницы порой способны преподнести сюрпризы не хуже тяжеловесов с огромными объективами. Создается ощущение, что мирно прогуливающийся досужий горожанин видит больше торопливо бегущего репортера. Размеренно, по-хозяйски или, наоборот, в радостном ажиотаже неофита тюменец делает уютные и удивительные, гармоничные, просящиеся на постеры и открытки фотографии родного города. И, скажем, «Дымы» Владимира Маркина удерживают взгляд ничуть не меньше, чем броские молнии над вокзалом. Карикатурный «Отдых трудящихся» Анны Пшеничниковой украсил бы и журнал «Огонек», и фотолетопись эпохи. А ее лиричная «Ночь в музее» наверняка стала для случайной модели лучшим портретом в альбоме или даже в золоченом багете. Анна получила поощрительный приз «За социальную тематику», примкнув к целой плеяде интересных фотографов-непрофессионалов, не получивших главных наград. Танцы на пешеходном бульваре, серия «Подруги», «Программа передач» и «Пальма» Назира Амербаева — множество милых, ироничных, красивых и даже вполне техничных фотографий остались за бортом награждения или получили незначительные награды. При этом отчего второе место отдали Владимиру Коротаеву и его серии «Летний дождь» нам, простакам, совершенно не ясно. Отсутствие фокуса выдается за художественный прием, в снимках, нашлепанных без интереса к композиции и сюжету нет ни обаяния, ни сюрприза… Ну, будем считать председателю конкурсного жюри Андрею Баскакову виднее — все же столичный мэтр из российского Союза фотохудожников. Разглядывая снимки горожан, выстраиваю собственную классификацию — хорошее фото может быть удачным, техничным, художественным, концептуальным. Вот Дмитрию Сироткину улыбнулась удача — поймал в кадр двух целеустремленных таджичек в оранжевых костюмах дорожных рабочих, в руках — метлы, в глазах — решимость побороть тюменскую грязь. Игорь Ковалев умеет сделать не просто снимок, а историю, каламбур, концепцию. Поэтому его сырая фотография человека у фонтана приобретает особый шарм, получив название «Прибой». А Павел Анущенко из обычного снимка сделал сатирический, назвав вид снизу на толстые, мощные колонны здания областной администрации «Поступь власти». Художественные (авангардные), концептуальные (просятся на постеры), техничные и удачные фото представила Мария Белозер в серии «В свет». И стала победительницей конкурса «Фотографы — Тюмени», попав в историю фото-Тюмени вместе с такими мэтрами как семейство Родионовых (выставка их фотографий столетней давности работает в музее «Дом Машарова») или, скажем Сергей Киселев. Экспозиция Киселева «Зал ожидания» отчетливо разделена на две части. В одном зале — странные в своей ординарности цветные снимки последних лет, в другом — сильные, захватывающие картины повседневности, созданные уже в прошлом веке. Не случайно, поиграть с названиями к фотографиям посетители решились только в первом зале, где яркий стикер с вариантом названия для фото не выглядел помехой. Кстати, 31 августа на закрытии фотофорума Сергей Киселев обещал подвести итоги и отметить самые уместные и остроумные названия к его фото. Так что авторам стоит подписывать свое имя и координаты! И еще. Для тех, кому лениво добраться до музея изобразительных искусств, напоминаем, что на всенародно любимом пешеходном бульваре к фонарям также прикручены постеры с фотографиями тюменцев — поразглядывайте, может вдохновитесь и догуляете до большой выставки!

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В России набирает обороты тренд на пасхальные маффины
В России набирает обороты тренд на пасхальные маффины
Кто и почему выбирает альтернативу куличам?  
#Пасха
#куличи
#праздник
#вера
#новости Тюмени
#Ямал
В ТюмГУ проводится запись на экзамены для мигрантов
В ТюмГУ проводится запись на экзамены для мигрантов
На базе университета начал работу центр, который принимает экзамены и консультирует иностранных граждан.
#образование
#мигранты
#экзамен
#ТюмГУ
#новости Тюмени
В Викуловском районе для борьбы с паводком привлечены 160 сотрудников спецслужб и 80 волонтеров
В Викуловском районе для борьбы с паводком привлечены 160 сотрудников спецслужб и 80 волонтеров
Задействованы более 20 единиц техники.
#Викуловский район
#Викулово
#паводок
#дамбы
#МЧС
#эвакуация
Областная спортивная школа олимпийского резерва Луизы Носковой объявляет набор учащихся
Областная спортивная школа олимпийского резерва Луизы Носковой объявляет набор учащихся
После отправки пакета документов нужно проверить подтверждение о регистрации.
#набор
#школа
#Луиза Носкова
#биатлон
#учащиеся
#анкета
#новости Тюмени
Как подготовиться к выбору профессии: комментарий карьерного эксперта
Как подготовиться к выбору профессии: комментарий карьерного эксперта
Информируем, на чем следует акцентировать внимание.
#работа
#карьера
#профессии
#советы
#новости России