Dipol FM | 105,6 fm

"Слуга государев": французская риторика Полтавской битвы

Наши играют французскую жизнь… — это «клеймо», поставленное когда-то героями «Покровских ворот» Михаила Козакова, кажется, вечно будет тяготеть над российским кино, замахивающимся на иностранные реалии. В «Слуге государевом», на котором изначально и более отчетливо виднеется печать высочайшего внимания самого Александра Сергеевича Пушкина, который в свое время заинтересовался мемуарами некоего шевалье де Брезе и «перепер» их на родной язык, намереваясь, если бы не роковая дуэль, писать наверняка гениальный роман, — тоже это клеймо есть. Сбоку. В том месте, где обычно ставят печать гениальности режиссеру. Сюжет замысловатый — французский король Людовик четырнадцатый высылает из страны за дуэль двоих драчливых дворян со «смертными» письмами на манер датского короля Клавдия. Один отправился к королю Карлу шведскому, другой — к царю Петру российскому. Те как раз в состоянии войны друг против друга. Как водится, в дикой России одного из дуэлянтов ждут невероятные приключения, случаи, позволяющие выказать отвагу и храбрость — перед медведем, например.

Картина снималась в общей сложности 3,5 месяца. Но, как рассказали на пресс-конференции 24 февраля, прошедшей в кинотеатре «Синема-парк», участники промо-акции, исполнители главных ролей фильма, подготовительный период, включающий строительство декораций, шитье костюмов, подготовку оружия — длился год. Съемки проходили под Москвой и в Кронштадте на Финском заливе. В съемках участвовало до 600 человек массовки, плюс 40 актеров. В массовых сценах были задействованы актеры московских театров и студенты московских театральных вузов. Бюджет картины составил около 10 млн долларов.

Автор сценария и режиссер фильма Олег Рясков, некогда занимавшийся телевизионным проектом «Тайны века», в свою очередь наткнувшись на историю неугомонного шевалье, почившего лет триста с гаком назад, также вознамерился писать гениальный, но уже сценарий. И снял фильм, который тюменцы, как и вся страна, увидели накануне Дня защитника отечества. И пусть ни у кого не возникнет никаких печальных ассоциаций, но государев верный слуга Григорий Воронов — «плохо кончил"… Иначе говоря, погиб за царя и отечество. Но больше, конечно, за царя.

Григорий Воронов, в исходных исторических материалах — Мечников, избавленный от этой фамилии, чтобы избежать фонетических перекличек с более известным персонажем — Александром Меньшиковым, служил когда-то в Потешных полках, где и свел дружбу с царем Петром и его верным Алексашкой. Как выяснилось, для царя эта дружба оказалась куда более выгодной, потому что не только во все горячие точки тех лет, опасные разведки и на прочие неприятности посылали Гришку Воронова, но, в конце концов, Григорий и жизнь спас царю, закрыв его своим телом от пули неврастеничной полячки-мстительницы. Обычно своим телом жертв закрывали романтически настроенные возлюбленные, но, видимо, Александр Бухаров, практически неузнаваемый без грима Волкодава, сделал это автоматически. Да и царя, как показывает данный исторический боевик, тогда любили все. Кроме полячки, конечно, посвятившей себя мщению за убитую семью.

Гришка Воронов оказывается непростым персонажем. Без него, как наглядно демонстрирует режиссер, король Карл шведский был бы цел и невредим. Как мы знаем, во время Полтавской битвы король был ранен в ногу. Так вот, теперь мы знаем подробности! Это Гришка его ранил накануне. Зачем только? Ведь при этом, с риском для жизни переходя через вооруженный до зубов военный лагерь шведов вдвоем с новообретенным, подобранным в трактире французским другом шевалье де Брезе, он подвергал себя и его смертельной опасности. Но так как стреляли тогда практически не целясь, чтобы не повредить глаза взрывами пороха, героям без труда удалось добрести по мелкому болотцу под градом путь до безопасного места и таким образом оставить шведов с носом. Еще до исторического поражения в Полтавской битве. Что наглядно показывает, что шведы действительно воевать напрочь не умели, и могли бы сразу после инцидента, хорошенько взвесив шансы, повернуть в родную Швецию, подальше от греха и от безрассудного русского боевика-спецназовца Григория Воронова.

Кроме Григория, так до конца не сумевшего, несмотря даже на героическую смерть, перетянуть на себя одеяло центрального персонажа, в картине появляются французские дуэлянты ля Буш и де Брезе, повздорившие из-за карточной игры не без участия красивой женщины, а также уже упомянутые европейские монархи Петр, Карл и Людовик. Петр при этом, в исполнении Андрея Сухова, хоть и сверкает огненным взором, но все же напоминает больше ленивого московского стилягу, нежели энергичного монарха, образ которого создавался и шлифовался всеми искусствами на протяжении столетий. Поэтому, от острой недостаточности монаршьего величия, и вся история приобретает такую характерную московскую местечковость, а вершители судеб, властелины мира — остались прохожими из метро.

Потрясает в основном не исторический размах фильма при посредственном сериальном исполнении, а гремучая смесь всего со всем. Как отрекомендовали жанр фильма гости промо-показа, миру был явлен исторический боевик. Между тем в «Слуге государевом» нашли место романтическая история с хеппиэндом, военная драма, экшн, приключения в стиле «Пиратов Карибского моря», матерый и жестокий от собственной немотивированности реализм и этакий налет мистики, впрочем, совершенно не получившейся. При желании, кроме «Пиратов…», отчетливо просматривающихся в незначительных морских сценах, снятых на симпатичном историческом петровском паруснике, здесь можно было рассмотреть и «Властелина колец» с его зловещими черными всадниками, и «Мушкетеров», и даже «Неуловимых мстителей», особенно сцена у костра, где «мертвые с косами вдоль дорог стоят…». А также все без исключения фильмы о войне, где кто-то трагически умирает на руках у кого-то. Причем, первоисточники, как правило, гораздо лучше.

Быстрота и маневренность съемок, от которой в некоторые моменты сеанса только что шляпы не сносит появившийся вследствие разницы давления реальности в зале и на экране изумленный кинематографический ветер, обращают на себя внимание в первую очередь в мелочах. Быстро и наспех слепленных. Невозможная в 18 веке машинная строчка и незаутюженный шов на мантии главной героини и кривенькая шапочка эпизодического и совершенно бесцветного, если бы не красная мантия, кардинала не вызывали больших протестов. Но невероятное количество париков, которых не избежали не только герои, которым этот аксессуар по роли положен, но и дети малые, деревенские ребятишки, порождали сомнения. Кроме того, вызывающая новизна военной формы бросалась в глаза веселенькими расцветками и совершенно одинаковой у разных армий амуницией.

Еще был в фильме чудесный момент, загадочный, как и всякая русская душа в немыслимых условиях интриг французского двора при Людовике четырнадцатом. Шевалье после недвусмысленной любовно-эротической сцены, снятой и смонтированной хоть и неумело, но из большой любви к искусству, и не оставляющей никаких сомнений относительно степени близости главных персонажей, пишет героине письмо, где вопрошает: сударыня, мне показалось, или между нами действительно мелькнуло какое-то чувство?..

Хотя, надо отдать должное съемочной группе, две вещи у них вышли исключительно удачно. Дуэльные сцены в исполнении Дмитрия Миллера и Валерия Маликова, отыграны мастерски, без дураков. Кроме того, съемочной группе действительно удалось показать бессмысленную жестокость войны. Хотя, надо сказать, весь фильм был бессмысленным, почему его часть должна быть исключением? Хотя актеры, представлявшие фильм, во время общения со зрителями делали акцент именно на героическом прошлом России и соотносили историческую важность битвы под Полтавой с Россией сегодняшней.

Андрей Рыклин, исполнитель роли Меньшикова, основной сверхзадачей (видимо, были и второстепенные) назвал создание хорошего продукта, но, раз события разворачиваются на историческом фоне, не затронуть тему российской государственности было нельзя. В связи с этим присутствует определенная пафосность в подаче проекта, но она, по его словам, исторически обусловлена. «Это действительно был такой пафосный исторический момент», — заверил присутствующих «Меньшиков».

Андрей Сухов, исполнитель роли Петра Великого: «Сейчас мы иное значение вкладываем в слово „пафос“. Мы немножко стали забывать, насколько Россия велика и что нам не грозит ничего, потому что мы самая сильная держава и просто об этом нужно было напомнить людям. Вот типа того…».

Александр Бухаров, исполнитель роли Григория Воронова: «Я считаю, что нашей стране нужно как можно больше такого кино, потому что история у нас гораздо богаче и глубже большинства государств мира, и нам есть о чем снимать исторические фильмы. Тем более, что сейчас в кино стали вкладывать деньги, и фильмы, поднимающие патриотизм нашей страны, о чести, о доблести, о настоящей любви, — думаю, что это уже необходимость нашего кинематографа». Несмотря на «русскую идею», фильм заканчивается сценой, где Шарлотта де Монтеррей и шевалье де Брезе, обретшие друг друга после смертельно опасных приключений в России, плывут на корабле в необозримые морские дали, обещающие продолжение фильма. Гости не отрицали возможность продолжения. По словам Рыклина, сценарий уже есть, все будет зависеть от проката и успеха первого фильма.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Вербное воскресенье: что это за праздник и как правильно срезать ветви?
Вербное воскресенье: что это за праздник и как правильно срезать ветви?
Не рекомендуется использовать для этого дерево на кладбище или возле него.
#новости России
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#православие
#православный праздник
#праздник
#верба
#Вербное воскресенье
#Пасха
#Великий пост
Глава Минстроя России Ирек Файзуллин прибыл в Ишим
Глава Минстроя России Ирек Файзуллин прибыл в Ишим
Здесь сохраняется высокое половодье.
#паводок
#Ирек Файзуллин
#Владимир Якушев
#Александр Моор
#Ишим
#Тюменская область
#новости Тюмени
Прокуратура добилась выплаты по ранению тюменскому участнику СВО
Прокуратура добилась выплаты по ранению тюменскому участнику СВО
Для этого потребовалось доказать факт его проживания в областном центре до отправки на спецоперацию.
#выплата
#СВО
#прокуратура
#льготы
#ранение
После Пасхальной службы тюменские верующие смогут вернуться домой на городских автобусах
После Пасхальной службы тюменские верующие смогут вернуться домой на городских автобусах
Проезд от Знаменского собора по четырем специальным маршрутам будет бесплатным.
#Пасха
#транспорт
#пассажиры
#праздник
В музее имени Словцова открылась ярмарка тюменских предпринимателей
В музее имени Словцова открылась ярмарка тюменских предпринимателей
Здесь можно приобрести оригинальные БАДы, косметику, штучные часы из эпоксидной смолы и другие товары.
#Союз женщин России
#ярмарка
#предприниматели
#музейный комплекс им. Словцова