"Ты очень хорошо различаешь: это вежливые аплодисменты, восторженные, потрясенные, растроганные, счастливые… А иногда это куцые аплодисменты. Но ты понимаешь - они стоят всех других…"
«Удовольствия не обещаю, потрясение гарантирую», — предупреждает народный
Сегодня тюзовцы выйдут на сцену драмтеатра, а накануе они дали пресс-конференцию. «Скрипка Ротшильда» — последняя часть трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову» режиссера Камы Гинкаса. Сначала в ТЮЗе появилась вторая — «Черный монах». Потом первая — «Дама с собачкой». В том, что тюменцы увидят только завершение трилогии нет ничего страшного, уверяет режиссер: «Спектакли самостоятельные, потому что это самостоятельные рассказы у Чехова. Просто те, кто может посмотреть трилогию подряд, увидят некий более сложный сюжет, не буквальный, а философский: что такое жизнь, что она прекрасна, с чем встречается человек, если хочет жить. Первая часть трилогии — это утро жизни, вторая — день, третья — вечер или ночь. Можно вполне смотреть третью часть — это отдельная история».
Премьера спектакля состоялась в США в 2004 году. ТЮЗовцы играли там целый месяц, и по традиции в воскресенье проводили встречи со зрителями. Большинство из них были русскими американцами, которые в выходные специально приезжали из разных штатов, чтобы побывать на спектакле. Рассказывая об этом, Кама Гинкас вспомнил такую историю: «В одну из встреч в зрительном зале встает женщина и говорит: „А я помню ваш спектакль в Красноярске“. А я там работал в 70-м году! Эта женщина — давно американка, но приехала на спектакль, потому что помнит — мальчик Кама Гинкас делал „Гамлета“ в Красноярске, и ей это запомнилось.
Но самое сильное впечатление было другое. Подписываю программки, раздаю автогрофы. Вдруг человек говорит: „А вы знаете, на чем вы расписываетсь?“ Я думал, на программке спектакля „Скрипка Ротшильда“, но смотрю — „Люди и мыши“, а это наш дипломный спектакль, поставленный Товстоноговым, когда мы были студентами! Человек программку через все кордоны увез в США, а возможно не сразу в Америку, а в Израиль или Польшу. Он приехал из какого-то штата, потому что спектакль „Люди и мыши“, сыгранный неумелыми студентами, произвел на него такое впечатление, что для него было важно везти не лишнюю кофту за границу, а эту программку. Вот что значит настоящее впечатление от театра — это вторжение в жизнь».
В каждой стране, в каждом городе зритель разный. Но со всеми актеры общаются, и для них очень важно, как публика реагирует на действо на сцене, как аплодирует. «Ты очень хорошо различаешь: это вежливые аплодисменты, восторженные, потрясенные, растроганные, счастливые… А иногда это куцые аплодисменты. Но ты понимаешь — они стоят всех других, потому что зритель будет еще несколько дней жить этим спектаклем и ему не до того, чтобы стучать ладошкой об ладошку», — говорит режиссер.
По реакции зрителей актеры способны понять не только как их принимают, но и узнать что-то о городе или стране, где проходят гастроли. За пару дней город особо не увидишь, а потому актер ТЮЗа Валерий Баринов помимо общения со зрителем, пользуется другой возможностью познакомиться с новым местом: идет на рынок. По его мнению, там что-то есть, чтобы почувствовать город.
Ну, а Каму Гинкаса, как режиссера, первым делом интересует площадка, на которой пройдет спектакль, поэтому сначала он осмотрел сцену. По его признанию, ему важно не техническое оснащение, поскольку он редко пользуется какими-то кругами, кольцами, но очень важна для спектакля, для артистов, для зрителей — среда: публика сидит рассеянно или компактно, далеко или близко. Очень важны, по мнению Камы, для спектакля и светлые стены. Так, в Японии МТЮЗ играть не стал, хотя очень хотел — все площадки были черными, а нужно было белое пространство.