Dipol FM | 105,6 fm
91.69
98.56

Сказки для меланхоликов, или Дядюшка Римус меняет амплуа

В том, что новый спектакль в репертуаре Тюменского кукольного театра называется "Сказки для дядюшки Римуса" - нет никакой ошибки. Пересказанная красноярским драматургом Александром Хромовым для детского театра история дружбы мальчика Джоэля и старого негра дядюшки Римуса меняет интригу: здесь старик Римус в сказки не верит, поэтому нуждается в них гораздо гораздо больше...

В том, что новый спектакль в репертуаре Тюменского кукольного театра называется «Сказки для дядюшки Римуса», — нет никакой ошибки. Пересказанная красноярским драматургом Александром Хромовым для детского театра история дружбы мальчика Джоэля и старого негра дядюшки Римуса меняет интригу: здесь старик Римус в сказки не верит, поэтому нуждается в них гораздо больше своего маленького друга. И удивительные события, которые произойдут в этой истории, в первую очередь для самого сказочника.

Старый дядюшка Римус (заслуженный артист Р Ф Юрий Федоров / Антон Нестеренко), напевая грустные песни под аккомпанемент губной гармошки, сидит у остановившейся детской карусели. С этого начинается сказка. И песни Римуса такие грустные, что даже карусель однажды не выдержала и остановилась. По крайней мере, так действуют законы того мира, в котором карусель, как от солнечных батарей — работает только на позитиве, веселье и задорных детских песнях. Того мира, где в одной реальности с людьми появляются и неплохо себя чувствуют сказочные герои: братец Лис (Алексей Усов) и братец Кролик (Владимир Кузьмин). Эти два «закадычных» врага становятся друзьями не разлей вода. И, подслушивая сказки о самих себе, которые дядюшка Римус рассказывает маленькому Джоэлю (Даша Шабалина / Влад Супруга), остаются очень недовольны, объявляя, что старик Римус — не джентльмен, если может городить такую нелепицу про лучших друзей — кролика и лиса!

Римус — старый негр, конечно же не джентльмен в строгом смысле слова, поэтому может себе это позволить. И рассказывает маленькому Джоэлю разные необыкновенные истории: например о том, как же много у кролика блох, о смоляном чучелке или о том, как лис ходил на охоту, а вся добыча кролику досталась. Джоэль слушает, затаив дыхание и позабыв свои игрушки, а дядюшка Римус, раздухарившись, носится с куклами вокруг карусели, упиваясь хитростью одного и незадачливостью другого, и повторяя их словечки на разные лады, как будто не он их придумал и произнес, а сами куклы.

За всем этим со скепсисом непосредственных участников событий наблюдают кролик и лис, заглядывая через плечо сказочника, и даже включаясь то ли в сказочное, то ли уже в реальное действие. И в очередной прекрасный день именно ожившие сказочные герои не только узнают секрет остановившейся карусели, но и излечивают старика Римуса от тоски, доказывая, что сказка существует на самом деле, если в нее достаточно сильно поверить. Причем не только Римусу, но и зрителям в зале.

В аннотации к «Сказкам для дядюшки Римуса» на сайте хакасского театра «Сказка» сказано, что спектакль предназначен для детей с 6 лет. По словам Сергея Иванникова, режиссера и художника этого театра, лауреата престижной национальной театральной премии «Золотая маска» 2005 года — спектакль предназначен скорее для семейного просмотра. Для того, «чтобы папы, выбравшись с детьми в театр, не ушли в буфет кофе пить», герои не только поют детские песни и кривляются на сцене на потеху малышам, но и способны изречь вполне философские мысли. Например, что побеждает тот, кто зубастее и клыкастее. «Но так было не всегда», — говорит погруженный в меланхолию дядюшка Римус.

— Жили когда-то на земле люди смелые, сильные и добрые. И они пришли однажды на земли индейцев и выгнали их.
— И потом построили прекрасный новый мир? — спрашивает Джоэль старика.
— Нет, — отвечает Римус, — они сначала привезли чернокожих, как я, и потом их руками начали строить прекрасный новый мир.

«Жизнь — штука печальная», — частенько повторяет старик.

Таких «шуток», а также реприз и комментариев, рассчитанных на вполне взрослого человека, в спектакле достаточно, чтобы отвлечь пап от буфета. Кроме того, безымянные дамы, которые появляются на сцене в пышных платьях, расцвечивая фантазии кролика и лиса, а также самого режиссера, ненавязчиво демонстрируют яркие панталоны. Дамы сопровождают героев, с одной стороны, как лучшее воспоминание о прежних днях, с другой — вообще символизируя лучшие моменты жизни любого джентльмена. Как отметил Сергей Иванников, для актрис театра кукол это уникальная возможность покрасоваться на сцене в красивых платьях, тем более, что режиссер дал им на откуп прически и макияж. Действительно, «кукольные» дамы вышли на загляденье.

В фарсе Хромова по мотивам сказок Джоэля Харриса о простоватом братце Лисе и хитрющем братце Кролике на самом деле от Харриса мало что осталось. Заядлые материалисты кролик и лис в спектакле совершенно меняют свои принципы. И хотя они по-прежнему готовы выяснять отношения, но уже на основании джентльменского соглашения, этакого пакта о ненападении. А бесшабашность и смешные проделки пройдох с американского рабовладельческого юга приобретают в сказке неожиданную философскую глубину и оказываются нагружены рефлексией, воспоминаниями о чудесном прошлом и самой настоящей меланхолией. В качестве катарсиса — небольшое, но совершенно иррациональное, то есть чуждое материализма, чудо, — крутящаяся сама по себе карусель, расцвеченная разноцветными огнями, гирляндами и игрушками, квинтэссенция всех детских чудес.

В Абакане спектакль «Сказки для дядюшки Римуса» был поставлен в декабре 2004 года. Как отметил режиссер, на тюменской сцене — это другой спектакль: другая сцена, иной темпоритм, темперамент. Прежней осталась идея. Да еще три пары кукол кролика и лиса, сделанные специально для Тюмени, приехали из Хакассии. Вся остальная работа была проделана уже в Тюмени. Рассказывая о судьбе спектакля в Хакассии, Иванников сказал, что «дядюшка Римус ушел директором в драму, а мальчик Джоэль за лето так вырос, что в роль уже не вмещался, и было очень жалко, что этого спектакля нет». Познакомившись летом 2006 года с тюменскими кукольниками, Иванников привез дядюшку Римуса сюда уже как режиссер-постановщик.

Сначала было желание ставить в Тюмени другой спектакль Иванникова «Страсти по Насте» для детей и взрослых. Но, по словам режиссера, это было бы очень сложно выполнить технически. «В Тюмени — большой зал, а „Страсти…“ — спектакль камерный, подробный, с планшетными небольшими куколками, поэтому, адаптируя его для тюменской сцены, нужно было бы заново придумывать всю систему. Поэтому мы и пришли к выводу, что „дядюшка“ будет лучшим вариантом».

Иванников в кукольном театральном мире человек «не случайный». И сейчас вы поймете почему. Как рассказал сам режиссер, его образование к театральному делу не имеет практически никакого отношения. Он закончил архитектурный институт в Новосибирске. «Папа сказал: надо балбеса моего устроить до армии перетусоваться. И я попал в театр кукол. Меня взяли бутафором. Потом — армия. Вернулся просто к хорошим людям, а оказалось — на всю жизнь». Театральную школу заменили специальные курсы, работа и общение с очень хорошими режиссерами. Сергей Иванников успел поработать в театрах Новосибирска, Иркутска, Омска, Томска, Северса, Набережных Челнов, и теперь — Тюмени. Также сейчас он работает над проектом в Праге.

На вопрос: что для режиссера — детские спектакли, Иванников отвечает: «Работать с детьми и для детей — святое дело. Конкретно я себе не задавал этот вопрос, просто так идет, и так правильно, и я счастлив от этого. Так, наверное, я устроен».

Дальше «Дядюшки Римуса» тюменский театр еще не загадывал о сотрудничестве с абаканским режиссером, хотя идея привезти спектакль для взрослых, кажется, витает в воздухе. Дело в том, что в Абакане в репертуаре театра больше половины — спектакли для взрослых. «Вечерами у нас, я уж похвастаюсь, — всегда аншлаги и билетик лишний достать невозможно, — говорит режиссер. — Зритель абаканский к этому уже приучен. Может потому, что город небольшой, и драма, честно говоря, не очень хорошая. И, конечно, пользуется спросом взрослый репертуар, и мы делаем на него большой упор. Может быть, и здесь мы сделаем что-то для взрослых. Почему нет? Все зависит от того, как мы дальше дружить будем с Тюменью, и как пройдет премьера детского спектакля».

Напомним, Сергей Иванников получил «Золотую маску» за работу художника в спектакле «Атанатомания», поставленном режиссером Евгением Ибрагимовым, в свою очередь известным в Тюмени по спектаклю «Иуда Искариот. Предатель», который был показан в рамках фестиваля «Золотая маска» в ноябре 2005 года.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюменской области выпускники вузов и СПО могут пройти стажировку для первого опыта
В Тюменской области выпускники вузов и СПО могут пройти стажировку для первого опыта
Какие условия предлагают молодым специалистам без опыта.
#выпускники
#работа
#Работа России
#стажировка
#стаж
#опыт
#помощь
#Тюменская область
#новости Тюмени
Тюменцы готовятся к арт-кластеру "Тавриды" в Крыму
Тюменцы готовятся к арт-кластеру "Тавриды" в Крыму
Регистрация продлится до 12 мая.
#творчество
#искусство
#Таврида
#молодежь
Садовод против муравья: какое средство борьбы выбрать?
Садовод против муравья: какое средство борьбы выбрать?
У вас минимум ри варианта.
#дача
#садоводство
#вредители
#советы
Миссия выполнима: как справиться с весенней аллергией
Миссия выполнима: как справиться с весенней аллергией
Рассказывают специалисты Роспотребнадзора.
#аллергия
#Роспотребнадзор
#советы
#здоровье
Тюменская область лидирует в УрФО по динамике розничной торговли
Тюменская область лидирует в УрФО по динамике розничной торговли
И превышает общероссийский индекс.
#торговля
#динамика
#статистика
#Росстат
#Тюменская область
#новости Тюмени