Освободятся ли тюменские дороги от тромбозов после завершения дорожного строительства или причина образования пробок зарыта гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд?
О тюменских пробках не говорят, пожалуй, только рыбы. Но все надеются, что за терпение воздастся: скоро в городе появятся хорошие дороги, развязки, мосты и подземные переходы. Названы даже конкретные сроки — счастье наступит через два года, когда завершится модернизация главных автомобильных артерий. Освободятся ли городские магистрали от «тромбоза» после завершения дорожного строительства или причина образования пробок зарыта гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд? Горячую тему дорожного строительства в Тюмени 23 июля обсудили на очередном заседании тюменского авто-пресс-клуба, организованного по инициативе журнала про движение «AUTOTOP». Свое видение проблемы представили эксперты. Алмаз Закиев, начальник управления автомобильных дорог Тюменской области, согласился с тем, что дорожные работы приносят горожанам массу неудобств. При этом напомнил, что всерьез за дороги в областном центре взялись только в 2001 году. Сегодня программа развития улично-дорожной сети реализуется по нескольким направлениям: это строительство новых мостов, путепроводов, некоторых участков дорог (путепровод на ул. М. Тореза, а также фактически заново построенные улицы Харьковская, Малыгина, Таймырская и др.); это капитальный ремонт дорог (ул. Мельникайте от ул. Республики до ул. Харьковской); это так называемый быстрый ремонт дорог, что включает в себя фрезирование улиц и укладку нового асфальтобетона (улицы Ленина, Садовая, участок Л. Толстого, ул. Муравленко, сейчас обновляется ул. Первомайская). В этом году, по словам Алмаза Закиева, планируется обновить таким образом 30% улично-дорожной сети. Еще одно важное направление — строительство обхода Тюмени, осуществляемое с 1999 года. Сегодня идет активное строительство северного обхода, на очереди — восточный. Подчеркивая важность объездных путей, Закиев пояснил: «Географическое положение Тюмени таково, что к нам стекается множество транспортных потоков. Мы являемся узловой точкой транспортной сети Западной Сибири, у нас пересекаются дороги из Екатеринбурга, Сургута, Кургана, Омска. И более того, маршрут Екатеринбург-Тюмень-Омск является международным транспортным коридором „Запад-Восток“. Пока он не работает в полную силу, потому что не соединен на участке Чита-Хабаровск. Но думаю, не за горами серьезное увеличение транзитного транспорта — когда дорога выйдет к границам Китая. Важно, чтобы иногородний транспорт не загружал городские дороги».Однако благородные планы дорожников сбываются не так быстро, как им самим хотелось бы. Например, им приходится менять не только дорожные одежды, но и всю инженерную коммуникацию, которая находится под дорогой. Так сейчас работают на ул. Мельникайте: реконструируют и ливневую канализацию, хотя для большинства тюменских дорог ливневка — это небывалая роскошь. Из-за технологических требований к подключению канализации строителям пришлось перекрыть ул. Котовского — словом, это сложный и многофакторный процесс, подчеркнул Алмаз Рашидович. Конечно, с экономической точки зрения такой подход вполне оправдан. Еще лет десять назад дорогу вскрывали из-за каждой аварии трубопровода. Понимают важность экономного подхода и автомобилисты, и пешеходы: им для этого достаточно вспомнить, как ремонтировалась ул. Профсоюзная, когда об инженерной инфраструктуре напрочь забыли все, кто имел отношение к строительству дороги. Но это беда — не беда. В Тюмени до сих пор нет ясного представления о том, что и в каком месте зарыто под землей. «Под дорогами масса различных коммуникаций, которые не учитываются в проекте, о которых никто не знает. Мы находили теплотрассы, которые нигде не числились», — говорит Закиев. В таком случае говорить о планировании работ проблематично. А планирование дорожных работ и есть одна из панацей от образования пробок. Так что, инвентаризацию всей инженерной инфраструктуры «города под землей» можно с уверенностью записать в список первоочередных мероприятий в борьбе с пробками. Так же, как и паспортизацию улиц, о необходимости которой одно время говорили в городской администрации, но сдвинулось ли дело с мертвой точки — неизвестно. Болезненная тема — качество выполненных работ. Последний пример — путепровод на ул. М. Тореза, который торжественно открыли, но вскоре закрыли, чтобы уложить асфальт, как того требует технология — при нормальной температуре. Как заверил Алмаз Закиев, недочеты подрядчики устраняли за собственный счет. Что касается пробок, то несмотря на то, что в начале строительного сезона график проведения ремонтных работ улично-дорожной сети согласовывается с ГИБДД, находятся пути объезда