Икона, размером с обычную книжку, была так закопчена, что золотого оклада не было видно.
Деревянную сибирскую икону конца 18 века представил журналистам профессор Александр Ярков на пресс-конференции, посвященной Году российской истории.
Икона «Господь Вседержитель» сейчас хранится в кабинете у Александра Павловича. Но она не должна была оказаться у него. Дело в том, что эта икона передавалась только женщине, выходившей замуж и уходившей в дом супруга. Но женская линия одной из родственниц Яркова прервалась.
Икона, размером с обычную книжку, была так закопчена, что золотого оклада не было видно. Сейчас, после реставрации, можно разглядеть не только скромную резьбу на окладе и лик, но и надпись на оборотной стороне.
«Даудельная, 4» — значится на иконе. «Это говорит о том, что она заказная. Купить тогда икону было несложно. Но, видимо, человек не хотел приобретать любую, ему нужна была определенная», — рассказал «Вслух.ру» Александр Ярков. По предположениям профессора, она написана в Тобольске.
Случаи, когда так много известно об иконе, хранящейся ни в церкви и ни в музее, — большая редкость. Сибирская икона вообще мало изучена. Пусть с художественной точки зрения наши иконы скромнее владимирского письма, но по культурному феномену не менее важны, считает профессор.
«Иконописные школы появились поздно. Но почему-то никто не анализирует традицию народной иконы. Люди, имеющие талант, писали дома „краснушки“ и „чернушки“. Есть у нас и академические иконы. Это то, что было в тобольском дворе и в Ишиме. Старообрядческая писалась в Далматовском монастыре. Этот всеобъемлющий комплекс не столько исторический, сколько культурологический, и нужно его исследовать», — уверен Александр Ярков.
Первой достоверно датированной сибирской иконой считается «Знамение Божией Матери тюменской» Знаменской церкви, выполненная в Тобольске в 1624 году Спиридоном — основателем тюменской купеческой династии со звучной фамилией Иконниковы.
Самая знаменитая сибирская икона — «Богоматерь Знамение Абалацкая (Абалакская)». Она написана в 1637 году Матфеем Мартыновым, протодиаконом Софийского кафедрального собора Тобольска. Прообразом послужила новгородская святыня ХII века — «Богоматерь Знамение Новгородская», спасшая, по преданию, Новгород от нашествия суздальцев в 1169 году.
В годы гражданской войны первоообраз Абалакской иконы исчез. Где он находится сейчас, существует много версий. Но основных всего две. Первая — никто никуда икону не увозил. Она хранится в Знаменском соборе. Вторая говорит о том, что икону переправили на другой континент. Предположительно, в Австралию или в Европу. Обе версии проверяются журналистами Тюменской области, которые организовали акцию «Возвращение Абалакской иконы».