В XVIII веке англичанин Уильям Хогарт был придворным художником Георга II, знаменитым на весь мир гравером, иллюстратором и теоретиком искусства. В конце XIX века в Тобольской губернии прославился художник-самоучка Иван Калганов, получивший прозвище "второй Хогарт". Познакомиться с его работами предлагает музей изобразительных искусств на выставке, ...
В XVIII веке англичанин Уильям Хогарт был придворным художником Георга II, знаменитым на весь мир гравером, иллюстратором и теоретиком искусства. В конце XIX века в Тобольской губернии прославился художник-самоучка Иван Калганов, получивший прозвище «второй Хогарт». Познакомиться с его работами предлагает музей изобразительных искусств на выставке, которая открылась 1 октября. Калганов, как и Хогарт, пленял публику точными наблюдениями за бытом и общественной жизнью горожан. «Моего труда в мастерской мало, — писал он. — Главная работа на улицах, в чужих домах. Я учусь жизнью… Я тружусь, глядя в оба глаза». В 1870-е годы его почитали как сатирика, автора едких, острых карикатур на купцов и градоначальников, в том числе и набора карт, где все «фигуры» имели портреты известнейших людей города, в том числе купца и городского головы Филимона Колмогорова. Главными героями иллюстраций к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» выступают участники тюменского либерально-демократического кружка. Это было знаменитое свойство Калганова — феноменальная память на лица, способность ухватить суть характера и несколькими линиями набросать узнаваемый портрет. На многих сатирических рисунках художник изображает и себя — спиной, вполоборота, но все же вполне узнаваемо. Вероятно, для художника это было чем-то вроде оговорки: «Над собой смеемся». А для нынешней публики кудрявая, с носом-картошкой физиономия Калганова воплощает своеобразного Вергилия, проводника по Тюмени 130-летней давности. Сегодняшние зрители, возможно, предпочтут карикатурам на злобу давно ушедшего дня зарисовки из серии «городские типы». Из жанровых сценок с простыми горожанами складывается картина Тюмени куда более яркая и увлекательная. Ведь чиновники во все века одинаковые, но попробуй отыскать сейчас бродячего волынщика, мальчишек в лаптях, гусаров!.. В 38 лет Ивана Калганова сгубило пристрастие к вину. О 15 годах его творчества мы можем судить по двум десяткам работ — рисунков и живописи, которые удалось сберечь и передать музею Александровского училища купцу и меценату Николаю Чукмалдину, поддерживавшему художника. Чукмалдин поспособствовал переезду талантливого самоучки из Туринска в Тюмень. Направил его учиться в московское художественное училище. По возвращении из Москвы Калганов создал лучшие свои работы, считает исследователь его жизни и творчества, искусствовед Наталья Сезева. Как будто вдохновившись творчеством малых голландцев, Калганов пишет автопортрет с собакой, в котором и сквозь реализм проглядывает фирменная ирония. Лучшей из сохранившихся работ Калганова Наталья Ивановна называет «Карточных шулеров», регулярно участвующих в музейных выставках наряду с самыми ценными экспонатами картинной галереи. Через месяц, пообещала Наталья Сезева на открытии выставки «Иван Калганов. Сибирский Хогарт», состоится презентация альбома о жизни и творчестве художника, в котором будут представлены материалы его биографии, по крупицам собранные искусствоведом за 20 лет. Издание альбома и выставку финансирует бизнесмен Юрий Лаптев. К удивлению Сезевой, пришедшей к потенциальному спонсору с проектом альбома о тюменских коврах, Лаптев оказался знатоком искусства, в том числе и тюменского, постоянным посетителем музея изобразительных искусств. Случайно разговор коснулся Калганова, и бизнесмен загорелся идеей издать альбом о нем. Так «сибирский Хогарт», «русский самородок» во второй раз вернулся в Тюмень при поддержке мецената.