Основные проблемы и направления модернизации российского образования обсуждали сегодня участники пленарного заседания в большом зале администрации Тюменской области. Заседание, проводимое в рамках зонального совещания Министерства образования РФ, вызвало большой интерес у руководителей органов по молодежной политике, образованию, ректоров и проректоров высших и средне-специальных учебных заведений и всех тех, кто задействован в развитии одной из главнейших социальных отраслей России.
Заседание открыл губернатор Тюменской области Сергей Собянин, который начал разговор с собравшимися с поставленных перед властью задач. Главные из них — организация достойной оплаты труда учителей, уменьшение нагрузки на учащихся общеобразовательных школ за счет увеличения физической активности и профильных предметов, а также приведение количества кадров, предоставляемых вузами, в соответствие со спросом на рынке труда, — были озвучены позже и в докладах других участников.
Вопрос о чрезмерной загруженности школьных программ губернатор ставит не впервые: «Это колоссальная проблема, когда нормальный ребенок не может выдержать нагрузки в школе. Многие скажут, что это хорошо, что дети не находятся на улице, но нужно учитывать и другую статистику. Например, многие школьники приобретают заболевания опорно-двигательного аппарата. Это просто преступный подход, и других слов я подобрать не могу», — считает Сергей Собянин.
Первый заместитель полпреда президента РФ в Уральском Федеральном округе Владислав Туманов сообщил о проблемах системы образования на уровне УрФО, за которыми стоит основная — недостаток финансирования. «Анализ, проведенный в УрФО, показывает, что сегодня образовательные учреждения обеспечены финансами только на 25- 40% от расчетной потребности. В УрФО отмечен большой объем незавершенного строительства учреждений образования… В Свердловской области более 40% школ нуждаются в ремонте. В Челябинской области 30 школ не имеют спортзалов. А в Курганской области оснащенность учебными пособиями составляет лишь 30−70%».
В чем же заключаются основные приоритеты модернизации? О них рассказал заместитель министра образования Российской Федерации Виктор Болтов. Это, прежде всего, — «доступность, качественность и эффективность системы образования». На первом этапе большое внимание будет уделяться следующим направлениям: увеличение притока детей в учреждения дополнительного образования, реформирование «сельской школы» (например, организация дистанционного или интернет-образования, создание в городах интернатов, где бы жили и обучались сельские дети) и, наконец, — разгрузка школьной программы.
Последний пункт журналисты тюменских СМИ попросили прокомментировать особо. «Почему будущие гуманитарии должны изучать математику в то же объеме, что и технари?» — спрашивает Виктор Болтов. По его мнению, когда программа перегружена, школьникам остается либо «перегружаться» тоже, либо…халтурить: «Мы не хотим ни того, ни другого!»