Свершилось то, о чем еще несколько месяцев назад тюменская интеллигенция могла только мечтать. Сегодня в Тюменском государственном музее изобразительных искусств открылась выставка офортов всемирно известного художника Франсиско Гойи. Полное имя человека, создавшего, по мнению многих критиков, одно из самых «депрессионных творений человеческого разума» — Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес. Знаменитый «Капричос» — таинственная книга или альбом, над расшифровкой значения которого искусствоведы трудятся порядка двухсот лет, в виде отдельных 80 офортов представлен на экспозиции.
Директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, организовавший выставку в Тюмени, заслуженный работник
Всего альбом выдержал шесть изданий. Титульный лист «Капричос» утрачен, но удалось установить, что именно к последнему, уже посмертному изданию 1868 года, осуществленному Национальной калькографией королевской Академии художеств в Мадриде, принадлежат офорты Ирбитского музея. В 1879 году гравированные доски, с которых делался графический оттиск, были «законсервированы». Сейчас они хранятся в Мадриде. Сколько всего экземпляров «Капричос» было выпущено — точно никто сказать не может.
В России, кроме Эрмитажа и музея графики Ирбита, полное собрание офортов хранится в государственном музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина в Москве.
Ирбит, Санкт-Петербург, Каменск-Уральский, Екатеринбург, и вот, наконец, Тюмень — эти города, где побывала экспозиция Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.
«Эта выставка не рассчитана на толпу. Она требует детального, вдумчивого рассмотрения. Экспозиция очень сложная и требует очень интеллигентного и умного зрителя», — заинтриговал журналистов Валерий Карпов, директор Ирбитского музея графики.
Почему Франсиско Гойя чуть не оказался на костре инквизиции за «Капричос», и почему офорты не следует смотреть людям со слабой психикой — читайте на страницах областной интернет-газеты «Вслух.Ру».