Сегодня на заседании Президиума Госсовета под председательством
Также руководитель комиссии по разграничению полномочий и предметов ведения между уровнями власти при Президенте России, замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак представит вниманию президиума проект закона «об общих принципах организации местного самоуправления в России» и поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Сергей Собянин в своем докладе отметит одну из самых острых проблем местного самоуправления — несоответствие объема полномочий объему материально-финансовых ресурсов: в законе указано, что делегировать полномочия с высокого на более низкий уровень власти без передачи источников финансирования будет невозможно.
«В полномочия местного самоуправления никто не может вмешиваться, а если кому-то захочется это сделать, соответственно должно быть обеспечено и финансирование, прямым счетом, субвенциями, на выполнение этих полномочий», — подчеркивает Сергей Собянин.
В настоящее время очевидна слабость местных бюджетов: в консолидированных бюджетных доходах страны доходы местного самоуправления составляют не более 17%, а в консолидированных расходах — около 30%. Муниципалитеты несут на себе не менее 65% всех расходов на образование, 60% - на жилищно-коммунальное хозяйство, около 60% - на здравоохранение, 50% - на социальную политику.
Едва сводя концы с концами, финансируя только самые насущные расходы, да и те не в полном объеме, муниципальные бюджеты остаются дефицитными в среднем на 30%. При этом меньше трети их доходов составляют собственные поступления, остальные 70% поступают из бюджетов субъектов Федерации, то есть от тех же губернаторов.
В результате налоговых и бюджетных новаций последних двух лет доходы местного самоуправления снова уменьшились. При этом обязательства — повышение зарплаты бюджетникам, подготовка к зиме, социальные выплаты — только растут.
Очевидны два главных направления укрепления местного самоуправления: добиться демократического формирования и функционирования местной власти на всей территории страны, а также четко определить полномочия муниципалитетов, отделив их от полномочий других уровней власти, с одновременной передачей им необходимого объема средств.
Кроме того, законопроект предусматривает и более жесткую ответственность властей всех уровней за неисполнение своих обязанностей. Так, например, губернатор будет на год отстраняться от управления финансами региона, если задолженность субъекта Федерации будет составлять 30% его бюджета — эта норма закона вступит в силу не ранее чем через два года после введения новой модели межбюджетных отношений. То есть с удвоенной силой учиться распоряжаться средствами придется уже следующему губернаторскому составу.
После рассмотрения на президиуме Госсовета, доклад рабочей группы и законопроекты комиссии будут вынесены на рассмотрение заседания Госсовета 23 октября.
Затем законопроекты будут внесены в Госдуму уже в осенне-зимнюю сессию. Закон об организации местного самоуправления планируется ввести в действие с 1 января 2006 года.