В новый сборник, рассказывающий по большей части о поляках, вплелись лингвистические и искусствоведческие тексты.
Тюменский писатель и краевед Сергей Филь издал седьмую книгу, посвященную истории, культуре и искусству. Презентацию сборника автор приурочил к своему 50-летнему юбилею. 18 октября друзья и коллеги президента областного центра польской культуры и просвещения «Смотритель маяка» собрались в научной библиотеке. Как отметил Сергей Генрикович, в «Гуманитарные арабески о польском и русском наследии» вошли аналитические статьи и очерки, написанные в последние два года. Исключение составляют литературоведческие работы. Они созданы много лет назад и прежде не печатались. Замысловатое название Филь объясняет разнородностью содержания книги. Кроме литературоведческих работ, в сборник, рассказывающий по большей части о поляках, вплелись лингвистические и искусствоведческие тексты. За последние, как признается Сергей Филь, он особенно горд. Не случайно на обложке — неизвестный портрет Натальи Фонвизиной. Об атрибуции этой картины он пишет в одном из разделов книги. Небольшой женский портрет Сергей Генрикович приобрел у своего друга коллекционера Владимира Ефремова. А тот в свою очередь купил его у жительницы Тобольска. По семейной легенде бывшей владелицы картины, это «портрет декабристки». Искусствоведческая экспертиза показала, что картина уральской или сибирской школы написана в 40-е годы 19 века. Однако установить точную датировку создания, а также авторство и личность, изображенной на портрете, не удалось. Тогда Сергей Филь решил сам ответить на эти вопросы. С самого начала он зацепился за легенду о декабристке. Филь тщательно изучал и сравнивал между собой портреты жен декабристов, находившихся на поселении в Тобольской губернии. Так он напал на след Натальи Фонвизиной. Помогли в установлении авторства и личности изображенной переписка братьев Фонвизиных и, конечно, специалисты. Гипотеза Филя подтвердилась: на картине — Наталья Дмитриевна. После этого открытия появилось еще одно: автор — придворный художник Фонвизиных Григорий Белов. Сергей Филь считает, что тюменский портрет Фонвизиной — одна из лучших портретных работ Белова и, возможно, лучший портрет Натальи Дмитриевны. Искусствовед Ирина Яблокова еще не успела ознакомиться с работой, посвященной портрету Фонвизиной, но она высоко оценивает предыдущие работы Сергея Генриковича по атрибуции. Яблокова отмечает, что Филь не просто коллекционер, он исследователь. Сам юбиляр говорит, что его деятельность похожа на расследование происшествия. Только жертв нет. Зато есть тайна и желание ее разгадать. За неподдельный интерес к искусству, раскрыла секрет коллега Яблоковой Наталья Паромова, во время смены руководства сотрудники музея даже хотели предложить кандидатуру Сергея Генриковича на должность директора комплекса. Его врожденный исследовательский талант отмечает и директор института изобразительных искусств и музейных технологий Валентина Семенова. Не случайно Филь является создателем единственного в России историко-этнографического музея о поляках Сибири. Кстати, с 2010 года Семенова — научный руководитель Сергея Генриковича. Нынче он стал аспирантом Тюменской госакадемии культуры, искусств и социальных технологий. Значит, будут новые исследования и новые книги. Майя Смирнова, не один десяток лет проработавшая в Государственном архиве социально-политической истории Тюменской области, видит в этом пользу на будущее: «То, что собрано, систематизировано и издано, сохранится. Этими трудами смогут воспользоваться продолжатели дела Сергея Генриковича». А они уже есть. Дочь Виктория активно участвует в жизни Центра польской культуры и просвещения «Смотритель маяка». Заметим, что Сергей Филь не является его основателем. Право создателя остается за его отцом, Генриком Зыгмунтовичем, заслуженным деятелем культуры Республики Польша.