Пресс-служба Думы ХМАО сегодня распространила интервью члена Совета Федерации от Югры Петра Волостригова, данное «Комсомольской правде». Петр Волостригов высказал свою позицию по отношению к политическому процессу в Тюменской области, стартовавшему в Салехарде 23 марта.
«Многовековая житейская мудрость подсказывает, что не может слабый вести сильного, — заявил Петр Волостригов, — Я не знаю, какие дивиденды получат реформаторы, но абсолютно ясно, что население округа страдает. Это приведет к резкому ухудшению качества его жизни. У Тюменской области нет законов, отражающих специфику Югры», регулирующих приоритетную отрасль экономики — природопользование. На территории Югры действуют надбавки за работу и проживание в экстремальных северных условиях, финансируются около сорока программ социально-экономического развития. Нефть будет добываться у нас, природа и люди Югры будут испытывать все «прелести» нефтедобычи, а деньги — в другой регион. Зачем из нас колонию делать?".
Говоря о перспективе взаимоотношений Тюмени и Ханты-Мансийска в рамках политической интеграции, Волостригов дал понять, что эта интеграция по «кремлевскому варианту» возможна только путем давления на Югру: «Можно, конечно, „сломать“ органы госвласти Югры, выполняя концепцию „укрупнения“, принудить к безоговорочному подчинению Тюмени, навалившись всей административной мощью государства. Силой забрать 24 полномочия и, ломая через колено, перевести все денежные потоки в консолидированный бюджет Тюменской области, игнорируя основополагающие принципы федеративного государства и межбюджетных отношений» вынуждая нас обратиться к источнику власти — населению автономного округа,
Свою «угрозу» референдумом сенатор смягчает готовностью к сотрудничеству: «Надо договариваться. Необходимо сохранить в Ханты-Мансийском округе систему органов госвласти и местного самоуправления с важнейшими полномочиями, которые являются сутью и смыслом деятельности органов госвласти и местного самоуправления на территории автономного округа — в области образования, здравоохранения, социальной защиты, оставить бюджеты муниципалитетам. Мы согласны передать часть общих полномочий Тюменской области, учитывая, что там всенародно избранный губернатор и Тюменская областная Дума, Но не надо сепаратно решать вопросы укрупнения за нашей спиной».
Заявления сенатора наглядно демонстрируют существующие мифы и стереотипы, сознательно или несознательно поддерживаемые властью.
Миф N1
Тюменская область — «сосед» округов, причем, судя по заявлению Волостригова, сосед «слабый».
Между тем, северные округа являются составной частью Тюменской области. Устойчивое представление о «тюменском юге» как об отдельном субъекте федерации на самом деле не отражает действительности, — нет такого субъекта
Миф N2
Полномочия и финансы забирают у округов и отдают Тюмени.
Этот миф сейчас активно эксплуатируется северными политиками. На самом деле речь идет о 24 полномочиях совместного ведения с РФ. Эти полномочия никогда не являлись собственными полномочиями субъектов Федерации, а передавались им федеральным центром по принципу делегирования. Федеральным законом (как это и предусмотрено Конституцией) эти полномочия в сложноустроенных субъектах закреплены за краями и областями, что не противоречит Конституции (и Конституционный суд это подтвердил). Финансы, предназначенные для реализации этих полномочий также не являются собственными ресурсами регионов, это средства федерального бюджета.
Миф N3 (самый «пиар-активный»)
Благодаря самостоятельности округов люди на севере получают надбавки к заработной плате, к пенсиям и дополнительные социальные гарантии (этот стереотип особенно поддерживается противниками политической интеграции).
В речи югорского сенатора об этом сказано прямым текстом. На самом деле выплата заработной платы с учетом районного коэффициента и северной надбавки установлена Трудовым кодексом, то есть федеральным законом. А дополнительные гарантии северянам установлены другим федеральным законом, — «О дополнительных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (его еще с подачи Черномырдина называют законом Богданова по имени инициатора — гендиректора «Сургутнефтегаза»). Другое дело, что на практике этот закон в полном объеме никогда не действовал, так как правительство Ельцина в свое время устранилось от его финансирования. Но к пенсиям и заработной плате это не относится.
К новоявленным мифам можно еще причислить миф о причинно-следственной связи между предстоящей политической интеграцией и «обеднением» округов. То есть населению вдалбливают мысль о том, что округа потеряют былые ресурсы «из-за Тюмени», а не по причине перераспределения налоговых доходов в пользу федерального центра. То есть людей путают в двух параллельно идущих процессах, один из которых (бюджетный) объективно не имеет отношения к разграничению полномочий между Тюменью и округами, так как от их воли никак не зависит.
Помимо вышеназванных стереотипов существует немало других, менее существенных. Что касается местного самоуправления, то в ХМАО (как и в других субъектах федерации) оно давно потеряло свою финансовую самостоятельность, когда фактически «донорные» города и районы юридически превратились дотационные и попали в зависимость от региональных властей.