Спецпроект «Вслух о тайнах прошлого» рассказывает о самых интересных событиях из истории Тюмени, о людях и городе в разные эпохи, об удивительных судьбах и интересных фактах.
Эта история произошла в самом начале 90-х годов прошлого века. Знаменский кафедральный собор пришел мужчина, он хотел поговорить со священником и терпеливо ждал. К нему навстречу вышел благочинный собора, протоиерей Валерий Гордеев, который в те годы активно восстанавливал православные храмы и возрождал церковную жизнь в регионе. Мужчина бережно протянул батюшке фотографию, со словами: «Благословите моего сына, он офицер военно-морского флота, служит на Дальнем Востоке». Военнослужащий был запечатлен на маяке, на фоне старинного колокола, который сразу привлек внимание священника. Надпись на кампане гласила, что он был отлит в Тюмени на заводе Гилевых.
Знаменский кафедральный собор Тюмени
Как же оказались церковные колокола на военных маяках Приморья? Отец Валерий связался с офицером и выяснил, что на большинстве островов и мысов Дальнего Востока висят такие кампаны. Они уже не используются для подачи сигналов, на смену давно пришли новые технологии. Священник прекрасно знал, что колокола Гилевых до революции считались лучшими в стране и получили признание за рубежом. Именно тюменские мастера смогли открыть секрет волшебного звука, изобрели собственную технологию производства самых голосистых и красивых колоколов. Их изделия разошлись по всей Сибири — от Урала до Китая.
После революции, с приходом новой власти, тюменский завод прекратил свое существование. За несколько десятилетий в стране не осталось ни одного предприятия, где бы профессионально отливали кампаны. В начале 20 века колокольное наследие страны было уничтожено, большую часть изделий переплавили. А когда в 1990-е годы началось восстановление церквей, купить колокола было просто невозможно, их никто не производил. Существовали только кустарные мастерские. Поэтому, даже после отмены запрета на колокольный звон, многие храмы вынужденно молчали…
Отец Валерий загорелся идеей вернуть старинные колокола, рожденные в Тюмени, домой. Встреча в соборе стала началом истории, которая закончилась беспрецедентным событием. В Тюмень с военных маяков Дальнего Востока доставили четыре колокола, которые и сейчас находятся на службе. Только звуки они подают не для кораблей, а пробуждают души тюменцев, зовут их в храм.
История колоколов Знаменского собора
Архивы сохранили лишь некоторые данные об истории колоколов Знаменского собора. Как отмечает исследователь Надежда Антуфьева, в тридцатые годы XIX века на колокольне тюменского собора находилось восемь кампанов. Один из них — благовестный, отлитый в 1836 году, имел надпись: «Архангельский глас вопиет ти чистая: радуйся благодатная, Господь с Тобою!». Изготовил его Степан Иванов Шмотин. Вес изделия составлял 196 пудов 36 фунтов. Шмотин был сыном мастера серебряных дел и продолжил дело своего отца, отливал, кроме колоколов, также печати тюменским церквям.
Знаменский собор. Фото начала 20 века. Книга «Незабытая Тюмень» Елены Дубовской
В период с 18 по 20 века литьем колоколов в Тюмени занимались мастера Колокольниковы, Шмотины, Шапошниковы. Но самой известной, как уже упоминалось, стала династия Гилёвых.
С 1917 года началась борьба с православной верой. Она не обошла стороной и тюменские храмы. А в начале 1920-х годов стартовала кампания по изъятию колоколов. Когда-то звучащие, зовущие на молитву и на помощь церковные колокола снимали и отправляли в переплавку. Война со звоном шла по всей России. Их сбрасывали с высоты на землю под предлогом того, что они мешают слушать радио и оскорбляют религиозные чувства нехристиан.
Фото из журнала «Сибирская звонница» (№35, май 2014)
В 1920 году перепись церковного имущества зарегистрировала на колокольне Знаменского собора 6 колоколов. Колокол большой (медный) — 19 пудов 36 фунтов. Колокол средний (вес не известен). И четыре малых колокола.
С 1922 года в городе проходили собрания, участники которых предлагали передать колокола для нужд промышленности. Встречи организовывали в разных учреждениях города. Так, 19 декабря 1922 года в тюменской школе №9 провели общее родительское собрание о передаче Знаменского собора под культурное учреждение и снятии со всех церквей города колоколов. По итогам решили передать собор и под культурное учреждение и просить горсовет снять колокола со всех церквей и направить их для нужд промышленности.
Горожане колокола снимать долго не решались. Но пропаганда настаивала на выполнении заданий правительства. Надежда Антуфьева в своей монографии приводит газетную заметку того времени:
«Кто любит „малиновый звон“? Откуда взялся церковный колокол? Наука доказывает его происхождение от дикарских обычаев. Нам нужна медь не для снарядов и пушек. У нас не хватает ее для паровозных подшипников, для тракторных частей. Нужно собрать подписи за снятие колоколов», — писали в прессе.
Взяться за изготовление колоколов после массовых репрессий и гонений на верующих и священство в послевоенные годы решались единицы. «Позорным поступком» объявили действия управляющего комбината «Красный Октябрь»
Фото из журнала «Сибирская звонница» (№35, май 2014)
Однако, несмотря ни на что, в 1950-х годах в Знаменский собор прихожанами было приобретено три больших колокола. Вскоре местная власть, «борясь с городским шумом», запретила звон, а затем они были сняты вообще и увезены в неизвестном направлении. Педагогический институт, находившийся напротив храма (с 1973 года — ТюмГУ), также потребовал убрать колокола, чтобы не отвлекали от учебы.
1988 год стал переломным в общественном восприятии Русской Православной Церкви и её роли в истории России. Торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, стали для Русской Церкви подлинным триумфом, какого верующие не могли себе и представить. С этого момента стали звонить колокола в городах страны, началось возрождение церковной жизни.
Главный собор Тюмени обязан возобновлению традиций колокольного звона именно протоиерею Валерию Гордееву. Сначала священник, несмотря на повсеместный запрет на звон, смог убедить местные власти в том, что молчавшие несколько десятилетий колокола должны наконец снова показать свой голос. А затем он вызволил с далеких маяков редкие «тяжеловесы», отдавшие часть своей жизни службе на флоте.
Протоиерей Валерий Гордеев. 1990-е годы. Фото из книги Владимира Лысова «Трудна дорога к Богу»
Впервые после долгого молчания, колокола Знаменского собора зазвонили во время визита в Тюмень польской делегации в начале 1990-ых.
«В бытность Леонида Рокецкого в Тюмень приехал министр финансов Польши Чайковский, целью визита было заключение договора на поставки нефти и газа, — рассказывает протоиерей Валерий Гордеев. — Секретарь облисполкома Виктор Ерофеев попросил меня в рамках культурной программы визита организовать посещение Знаменского кафедрального собора. Хорошо, говорю, а если гость спросит меня, а почему не звонят колокола? Мне придется сказать, что вы запретили колокольный звон. Секретарь возмутился. Долго думал, а потом сказал — хорошо, звоните, только потихоньку».
Гостю из Польши понравился тюменский собор, он увидел фрагмент церковной службы. Дети из воскресной школы преподнесли ему цветы. Услышав бодрящий веселый звон, который разносился на всю округу, министр поднял глаза на звонницу, пытаясь разглядеть, кто же там наверху так умело обращается с колоколами.
Визит господина Чайковского. Фото из книги «Трудна дорога к Богу»
В этот день звонили ребята из воскресной школы, которым пришлось очень быстро освоить азы обращения с колоколами. Звонарей к тому времени не было, учиться было не у кого. Тюменцам помог музыкант из филармонии Виктор Зеньков, который владел основами звона. По словам отца Валерия Гордеева, на колокольне в тот период находилось шесть колоколов, какие именно — вспомнить трудно. Между тем, первый звон после десятилетий молчания не всем тюменцам пришелся по душе.
«Приезжает гость из Польши господин Чайковский, заходит делегация на территорию собора и зазвонили наши колокола, — вспоминает батюшка. — Сразу прибежали из университета, что по соседству, и из горисполкома. Что за безобразие?! Прекратите звон! Кто вам разрешил?! К ним подошел неприметный человек в кепке и показал удостоверение полковника КГБ, что произвело магическое действие. Всех возмущенных как ветром сдуло. С этого момента в Знаменском соборе стали звонить. Вслед за Знаменским — во Всехсвятской церкви. Этот первый колокольный звон спустя десятилетия молчания был символом возрождения православной России. На праздник тысячелетия Руси мы уже вышли на улицу, служили. Нам разрешили провести концерты в филармонии, тематические вечера в клубах. Это была великая радость».
Во время кампании по борьбе с колоколами тысячи уникальных изделий русских мастеров были утрачены. После революции в России было уничтожено более 70 процентов изделий, отмечают эксперты Сибирского центра колокольного искусства. Большая часть — повреждены, у некоторых чудом сохранившихся в советские годы, отбиты молотком фрагменты святых ликов — так выражали ненависть к церкви. Лучшие колокола производства завода Гилевых также остались в единичных экземплярах и были разбросаны по городам и странам.
Операция «Колокола»
В 30-х годах прошлого века на Дальнем Востоке открылось около 80 маяков. Шло освоение береговой линии, и для каждого из маяков нужен был свой кампан. Причем, властям понадобились именно большие экземпляры, которые издают сильный, объемный звук. На фоне одного из них и сфотографировался военнослужащий, фото которого попало в руки тюменского священника.
«Я созвонился с этим офицером, который служил в штабе морского флота, приехал на место, — рассказал отец Валерий. — Он подготовил для меня список колоколов, которые висели на каждом маяке. Известно, что колокола служили на маяках. Звон „пробивает“ туман, он, как сигнал тревоги для военных кораблей. На тот момент на флоте уже применялись радиоизотопные маяки. Колокола как таковые оказались не нужны, но все они имели инвентарные номера и числились среди армейского имущества».
Маяк мыса Аскольд. Фото туристско-информационного центра Приморского края. Автор Владимир Серебрянский
Фото туристско-информационного центра Приморского края. Автор Владимир Серебрянский
По словам заместителя руководителя Сибирского центра колокольного искусства, ученого-кампанолога Алексея Талашкина, применять церковные колокола для нужд армии стали неслучайно. До революции с помощью набатного звона людей предупреждали во время непогоды.
«Шторм, туман на море… Маяк должен светить, но в условиях дождя, тумана, свет его рассеивается. Предупреждающие сигналы подавались голосом колокола. До революции церковные колокола выполняли функции звукового маяка. Например, совершались метельные звоны. Набатный звон раздавался до окончания метели, чтобы путники — жители местных деревень и городков, не заблудились. Запрет на звон введен в 1918 году в одном из первых декретов советской власти», — прокомментировал Алексей Талашкин.
«Я выехал во Владивосток и собрал все необходимые данные. Ситуацию усложняло то, что на месте — тройная зона охраны, — вспоминает отец Валерий Гордеев. — Было необходимо получить официальные разрешения. Вернулся в Тюмень, доложил владыке Антонию (Черемисову). Вскоре главой епархии стал архиепископ Димитрий (Капалин). Чтобы вернуть колокола церкви, он обратился к Святейшему Патриарху Алексию II. Министр обороны СССР Язов, руководитель Гидрографической службы страны и другие военные чиновники дали добро на вывоз колоколов. Патриарх взял ситуацию на личный контроль. Все бумаги я собрал, и даже Леонид Рокецкий дал мне документ с просьбой о содействии, адресованный к местным властям».
Документы из личного архива священника Валерия Гордеева
Чтобы погрузить и привезти огромные тяжелые кампаны, нужны были немалые средства. Необходимо оплатить дорогу, аренду вертолета, катеров… Священник обратился за помощью в «Запсибкомбанк», которым тогда руководил Леонид Гринфильд. Он помог финансово обеспечить операцию по вывозу реликвий. В путь вместе с Валерием Гордеевым отправились двое тюменских казаков и отец Николай Осипович Гордеев, который был по профессии конструктором. В ходе операции по транспортировке колоколов могли понадобиться инженерные подсказки профессионала.
«Прилетели, в штабе начали думать, как транспортировать колокола. Прибыли на первый маяк. Ветер, шум, холод… Нам выделили несколько моряков. В тяжелейших условиях погрузили колокол на катер и привезли во Владивосток. Затем нас ждали другие маяки: Песчаный, Датта, Аскольд, Сысоева и т. д. Во время приезда на один из островов, начинался шторм. Мы узнали, что такое настоящая качка, но, не смотря на надвигающуюся бурю, забрали колокол и доставили во Владивосток… На другом острове нам повезло меньше, условий вывезти по воде не было. Пришлось использовать вертолет и перевозить колокол на подвесе по воздуху. Но, увы, гигант (850 кг) был поврежден», — отметил Валерий Гордеев.
«Тюменский десант» в Приморье. Фото из личного архива Валерия ГордееваОдин из официальных документов приводит историк Надежда Антуфьева. Командир гидрографической части №113178, которая дислоцировалась в городе Николаевске-на Амуре,
«Ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Алексия II главнокомандующий ВС СНГ маршал авиации Е. И. Шапошников принял решение безвозмездной передаче Тобольской епархии 7 колоколов имеющих церковную символику установленных маяках Сысоева Аскольд Датта Песчаный Марии Елизаветы Чириков обеспечьте безусловное исполнение приказа ГК ВС СНГ колокола отправить адресу Тюмень станция Войновка 790 408 получатель кафедральный собор города Тюмень Семакова 13 транспортные расходы возмещает Тобольская епархия по гарантийному письму через своего представителя Гордеева дату отправки колоколов номера багажных квитанций доложить вопрос на контроле ГК ВС СНС ГУНИО МО командир в/ч 49283 Симаков».
Изначально благочинный Знаменского собора и его группа поддержки планировали привезти из Владивостока семь колоколов. Получилось только четыре. Несмотря на имеющиеся разрешительные документы, не всем приморцам понравилась смелая идея тюменского священника забрать колокола у военных и через всю страну увезти их в свой регион.
Транспортировка колокола с маяка
Ехали колокола по железной дороге примерно неделю. После их прибытия по улицам Тюмени прошел необычный крестный ход. Шествие двигалось от железнодорожного вокзала по улицам Первомайской и Республики до собора. Впереди несли хоругви и иконы, звучали церковные песнопения. Казаки окружили платформы, на которых стояли колокола.
«Путь из Владивостока до Тюмени был долгим. Контейнеры с ценным грузом спустили на землю. Помогал мой племянник Алексей (ныне священник, благочинный города Казани). Повезли колокола от вокзала к собору, Алексей шел в стихаре (церковное облачение) и нес фонарь, а по бокам и в завершении процессии груз сопровождали казаки. Колокола везли по городу прямо на жд-тележках. Тюменцы останавливались, удивлялись. Приехал владыка и освятил все колокола. Два из них остались в Знаменском соборе, а два увезли в Тобольск и разместили на колокольне Софийско-Успенского собора. Старые колокола хороши в звучании. Литы были из бронзы, олова, еще и серебро добавляли. Сейчас используют латунь и бронзу, в лучшем случае — олово добавят».
Сибирякам удалось сделать почти невозможное. Самым сложным был спуск 870-килограммового колокола, вспоминает священнослужитель. Под порывами ледяного ветра, по узкой лестнице, над морем моряки понесли вниз по ступеням, гигантский колокол, закрепленный на трубах.
У читателей «Вслух.ру» есть уникальная возможность увидеть исторические кадры, снятые на Дальнем Востоке.
Кто-то называл это авантюрой, кто-то подвигом, но в тот момент для организатора операции это было единственное верное решение. Патриарх Алексий II отметил протоиерея Валерия Гордеева высокой наградой. Он дал ему право служить Божественную литургию при открытых Царских вратах. Врата открывают раз в год, на Пасху, а у старейшины епархии каждая служба похожа на пасхальную.
Отец Валерий
Митрофорный протоиерей Валерий Гордеев на сегодня самый старший по хиротонии (возведение в сан) священник Тобольской митрополии. Он служит в церкви 48 лет. Родился в Казани. Учился в Московской духовной семинарии, а его родной брат Геннадий — в Санкт-Петербургской.
Отец — Николай Осипович Гордеев работал главным энергетиком авиационного завода в Казани. Выбор сыновей, желающих стать священниками, негативно отразился на карьере отца. Он приехал в Ленинград и просил ректора семинарии (епископ Кирилл, ныне Святейший Патриарх) отчислить одного из сыновей, но получил отказ. Николая Гордеева исключили из партии и уволили с работы. Со временем он изменил свое отношение к выбору своих детей.
Зинаида и Николай Гордеевы со старшим сыном
Веру и любовь к богослужению Геннадию и Валерию Гордеевым привил их дед. Он часто привозил их в Псково-Печерский монастырь, мальчики трудились в обители, помогали монахам восстанавливать храмы. Множество церквей были закрыты, а монастырь работал и наполнялся людьми, для которых вера стала главным выбором в жизни.
Братья Гордеевы в Псково-Печерском монастыре. Фото из книги «Трудна дорога к Богу»
После окончания школы Валерий Гордеев отслужил в рядах Советской армии (ракетных войсках), затем работал, а после этого, поступил в семинарию.
Фото из книги «Трудна дорога к Богу»
В Омско-Тюменскую епархию отец Валерий впервые приехал в конце 1960-х годов. Сначала служил иподиаконом в Омске, затем диаконом в Тобольске, а в 1974 году в Новосибирске архиепископ Гедеон рукоположил его в сан иерея.
Фото из книги «Трудна дорога к Богу»
Многие горожане запомнили протоиерея Валерия клириком Знаменского кафедрального собора, для которого он сделал немало. При непосредственном участии отца Валерия в Тюмени восстановлены Крестовоздвиженская церковь, Свято-Троицкий монастырь, храм Архангела Михаила, Трехсвятительская церковь, расположенная на территории Парфеновского кладбища, а также храмы в Ишиме, Викулово, Казанском районе.
Церковная жизнь возобновилась в селах Тюменского района — Утешево, Успенке, Каменке, Кулаково, Созоново, Червишево, Слободе Бешкиль.
На Ямале и в Югре он участвовал в строительстве церквей в Надыме, Новом Уренгое, Сургуте, Когалыме, Нижневартовске.
Много сил и времени посвятил возрождению Софийско-Успенского собора в Тобольске, комплекса Свято-Знаменского Абалакского мужского монастыря. Всего в Тюменской области организовал восстановление около 40 храмов.
В настоящее время старейшина митрополии служит в Вознесенско-Георгиевской церкви Тюмени. Ему 71 год. В семье Гордеевых трое детей, шестеро внуков и один правнук.
Смелость города берет
Когда сибиряки покинули Владивосток и уже доставили ценный груз в Тюмень, в прессе развернулась информационная кампания против отца Валерия. Чиновники и общественники Приморья были недовольны тем, что колокола покинули их территорию.
«Я сам читал эти материалы, — говорит кампанолог Алексей Талашкин. — В газете „Дальневосточный набат“ говорилось, что тюменский священник увез колокола, которые являются местным культурным достоянием. В этих статьях была доля их правды, но тюменец, заручившись поддержкой министра обороны Советского Союза и других служб, смог осуществить эту смелую операцию. Представители местных епархий знали о колоколах, но никто из них не решился транспортировать гиганты. Это было технически сложно и дорого».
Один из привезенных колоколов — рабочий, он сейчас находится на звоннице Знаменского собора. Доставлен с мыса Сысоева (Приморский край). Информация о данном экземпляре есть на интернет-ресурсе «Маяки СССР», авторы которого собрали историко-технические справки обо всех маяках бывшего Советского союза. Так, в статье о маяке Сысоева приводятся полные сведения об этом колоколе.
«В 1936 году в Извещении мореплавателям ГС ТОФ №105 и 8 августа 1936 года в Извещении мореплавателям ГС ВМФ № 412 было объявлено об установке рядом с маяком колокола, предназначенного для оповещения мореплавателей во время тумана об опасности 4-ударным звоном с интервалом в 1 минуту. Колокол имел высоту 121 см, диаметр — 142 см, вес 35 пудов 26 фунтов (584 кг). Колокол был отлит в Тюмени в 1907 году на заводе „Торговый дом П. И. Гилева и сыновья“. Колокол был подвешен на раме из бруса сечением 20×20 см высотой 2,00 м и пролётом 2,20 м, стойки которой были заделаны в бутовый фундамент. Для защиты колокола от атмосферных осадков рама имела крышу из тёса. В 1972 году после установки наутофона колокол как средство туманной сигнализации был упразднён, но оставлен на маяке как памятник истории маячного дела. В 1992 году колокол был передан Тобольской епархии».
Колокол, изготовленный на заводе Гилевых. Находился на маяке Сысоева
Судьбу раритета изучал кампанолог Алексей Талашкин, который создал собственную картотеку сохранившихся колоколов Гилевых.
«На колокольне Знаменского кафедрального собора в левом оконном проеме висит колокол, отлитый в 1905 году на заводе Петра Ивановича Гилева, для Усть-Кольбинской Введенской Богородицкой церкви. Я стал искать, где это. Выяснил, что Усть-Колба — это село на территории нынешней Кемеровской области. Действительно, здесь был храм, для которого и изготовили колокол тюменские мастера. Сейчас церкви нет, и в деревне осталось всего несколько дворов. А колокол был обнаружен на одном из маяков на Дальнем Востоке, который привез в Тюмень отец Валерий».
Колокола Гилевых украшали орнаменты и изображения святых
Второй колокол был привезен с маяка Милютина. Он был отлил на заводе Орлова в Санкт-Петербурге в 1891 году. Кампан стоит как арт-объект на территории Знаменского собора. Портал «Маяки СССР» описывает этот колокол.
«При маяке с момента его постройки был установлен колокол весом 25 пудов (410 кг). Он имеет высоту 750 мм и диаметр основания 900 мм. Колокол был изготовлен в 1891 году в Санкт — Петербурге на заводе Орлова. В 1940 году для колокола был установлен порядок действия — один удар каждую минуту».
Колокол завода Орлова на территории Знаменского собора Тюмени. Фото Сибирского центра колокольного искусства
Третий колокол находится сегодня на звоннице Тобольского кремля. Он изготовлен на заводе Франка Виганда в 1884 году для балтийских моряков. Находился на маяке Аскольд (Приморский край).
Колокол, отлитый на заводе Франка Виганда
Четвертый колокол также несет службу в Тобольском кремле. Его привезли с маяка мыса Песчаный (Хабаровский край). Долгое время о нем не было никаких сведений. И только недавно с помощью промышленных альпинистов, кампан удалось детально изучить и прочесть важные надписи с внешней стороны. По словам Алексея Талашкина, выяснилось, что колокол отлит в Новгородской губернии в 1700 году для церкви Успения Пресвятой Богородицы. На маяке Песчаный находился с 1932 года. Сейчас ученые пытаются найти точное место и обстоятельства появления на свет редкого экземпляра, имеющего большую историческую ценность.
Альпинисты помогли ученым сфотографировать надпись на внешней стороне колокола. Фото Сибирского центра колокольного искусства
«Я считаю, что отец Валерий совершил подвиг, потому что только очень яркая личность была способна дойти до высшего военного командования, до Патриарха и организовать такую операцию. Это дорогого стоит. Что было бы с этими колоколами сейчас? Возможно, они бы погибли», — отметил ученый.
На колокольне Тобольского кремля. Фото Сибирского центра колокольного искусства
Возвращение колоколов несет огромное культурное, духовное значение, убеждены ученые. Каждый из них самобытен и представляет интерес для истории колокольного наследия Сибири.
Колокола, рожденные в Тюмени
В начале XX века колокола в Сибири отливали только купцы Гилевы в Тюмени. Их фирменных колоколов сохранилось 86. В Тюмени сейчас — семь. Один висит на колокольне Знаменского собора, второй хранится в Железнодорожном музее, третий — в музее Истории науки и техники Зауралья Тюменского индустриального университета, четвертый, пятый и шестой находятся в фондах Музейного комплекса им.
Работа экспертов Сибирского центра колокольного искусства по исследованию колоколов Гилева в Тюмени
В музее колокольного звона Новосибирского епархиального музея бережно хранят гилевские изделия. Один из колоколов отлит в начале ХХ века, предположительно на средства премьер-министра России Петра Столыпина.
Гилевы — старинная тюменская фамилия, известная еще в 18 веке. Родоначальником династии считается Иван Иванович Гилев. Его сыновья Иван, Василий и Григорий продолжили дело отца. Их дети также посвятили себя колокольно-литейному производству. Так, Петр Иванович Гилев (1816 -1892) стал основателем «Торгового дома П.И. Гилёв».
Петр Иванович Гилев. Фото из книги «Дом на набережной: Век за веком»
В 1866 году его сыновья Константин и Семен открыли торговый дом «
Семен Петрович Гилев. Фото из книги «Дом на набережной: Век за веком»
На Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге в 1887 году изделия Гилевых получили почетный отзыв Уральского общества любителей естествознания. Тюменскому заводу поручили большой заказ на отливку колоколов для переселенческих церквей. В день отливали по несколько экземпляров.
В 1900 году руководство Пермской железной дороги заказало торговому дому 200 штук колоколов для оснащения ими множества новых железнодорожных станций. Колокола были в несколько десятков пудов и в 100, 150 и более.
На исходе ХIХ столетия российские колоколо-литейные заводы регулярно участвовали в государственных промышленных выставках. Те предприятия, которые побеждали на них, имели право изображать на колоколах государственный герб Российской Империи — двуглавого орла.
Кроме того, изделия «Торгового дома Петра Ивановича Гилева и сыновей» на международной выставке в Брюсселе в 1905 году получили медаль Бельгийского короля Леопольда II.
Ярмарочный павильон купцов Гилевых. 1895 год. Фото из книги «Пионеры тюменской фотографии 1866-1917»
Завод располагался там, где сейчас находится всем известная Гилевская роща. Но о самих Гилевых, прославивших Тюмень, на их родине знают мало. Эксперты из Новосибирского центра предлагают исправить ситуацию и летом 2021 года провести на территории Гилевской рощи историческую реконструкцию, посвященную знаменитым колокольных дел мастерам.
«В следующем году Тюмени исполняется 435 лет, и я предложил мэрии города провести на День города реконструкцию колокольного завода Гилевых в роще — там, где и находился их завод, — рассказал Алексей Талашкин. — Идея такая — мы привозим в Тюмень сохранившиеся гилевские колокола со всей страны. Конечно, все мы не сможем привезти, но большую часть удастся, и дадим большой концерт колокольного звона. Звонари готовы приехать с колоколами из Москвы, Ростова, Красноярска, Барнаула, Омска, Новосибирска. Мы хотим вернуть тюменские колокола туда, где они были рождены, хотя бы на время. Уверен, эти колокола будут наполнены уже новым смыслом».
Эксперты Сибирского центра колокольного искусства. Алексей Талашкин — в центреГотова к выпуску и книга об истории купцов Гилевых. Ее также предлагают издать ко Дню города. Тюмень должна помнить своих великих людей. Начертанные на колоколах штампы тюменского завода даже спустя век воспринимаются как знак высокого качества. Они узнаваемы и долговечны, прекрасно звучат… Неслучайно ведь тюменский священник, увидев знакомую символику Гилевых на старой фотографии, готов был пойти на большой риск и пересечь всю страну, чтобы вернуть нашим храмам их неповторимый голос.
Софийско-Успенский собор Тобольского кремля
Фото: Елена Кухальская
Консультант: Алексей Талашкин
Использованы материалы из личного архива протоиерея Валерия Гордеева; фрагменты книги Надежды Антуфьевой «Страницы истории православной Тюмени и Знаменского кафедрального собора»; фрагменты книги Владимира Лысова «Трудна дорога к Богу»; информация из архива Сибирского центра колокольного искусства.
Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников областной научной библиотеки имени Менделеева.