Административный центр Ямала — Салехард на шесть ближайших дней превратится в столицу большого антропологического кино.
24 сентября, здесь состоится торжественное открытие IV Российского фестиваля антропологических фильмов.
Город на Полярном круге становится площадкой данного культурного события традиционно осенью один раз в два года. Первый Российский фестиваль проходил в августе-сентябре 1998 года, сообщили корреспонденту «Вслух.Ру» в пресс-службе губернатора округа.
Для участия в фестивальном состязании конкурсная комиссия отобрала из более 40 всего 25 фильмов. Члены комиссии были единодушны в том, что все представленные на конкурсный просмотр работы отличались высоким качеством, и именно это обусловило сложность выбора самых достойных картин.
Нынешний фестиваль значительно расширил географию участников. Среди 25-ти конкурсантов — режиссеры из Салехарда, Чебоксар, Краснодара, Ижевска, Москвы, Казани, Екатеринбурга, Улан-Удэ, а также из Литвы, Эстонии, Норвегии, Японии, Нидерландов, Исландии. Принимать трудное решение о лучшей киноработе предстоит авторитетному жюри, в составе которого Нина Серебрякова — директор киностудии «Этнос», Владимир Магидов — доктор исторических наук Российского государственного гуманитарного университета, Юрий Кукевич — журналист, заместитель начальника департамента информации и общественных связей администрации ЯНАО, Сергей Торчинский — руководитель департамента по региональным связям ВГТРК, Павел Печенкин — кинорежиссер.
Организаторами IV Российского фестиваля антропологических фильмов выступили, уже традиционно, — администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Северный Исследовательский Форум, Этнографическое бюро. Активное участие в организации события приняли также посольство Канады в России, Ассоциация кинофестивалей РФ, Европейская Ассоциация кинофестивалей, гильдия неигрового кино РФ, Международный фестиваль Imagine NATIVE (Торонто, Канада). Такая активность со стороны российской и международной культурной общественности, по мнению специалистов, объясняется тем, что фестивали антропологического кино, становятся не только смотрами киноискусства, но и значительными факторами культурного развития регионов и формирования гражданского общества в Российской Федерации.
Со следующего года начнет действовать долговременная федеральная программа по поддержке документального кино и фестивали, подобные салехардскому, будут определены проводниками государственной политики и площадками некоммерческого кинопроката.
Кстати, Салехард в культурных кругах международной общественности приобрел широкую известность, не только как столицы самого мощного в России газодобывающего региона, но и как территория самого северного в мире кинофестиваля. Интерес к нему неуклонно растет, возможность попасть на него, по интернациональным слухам, окружена своеобразной интригой: строгими критериями отбора участников и картин, относительной труднодоступностью места проведения. В среде российских и европейских коллег салехардский кинофестиваль считается одним из самых перспективных в свете определения его как социального проекта.
В своем приветствии участникам IV Российского фестиваля антропологических фильмов губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа выразил уверенность в том, что фестиваль, объединяющий кинематографистов, ученых, исследователей, журналистов, всех, кто влюблен в подлинное киноискусство, в уникальную этническую культуру, станет по настоящему значимым событием не только культурной жизни Ямала, арктических регионов страны, но и всего мира.
В программе фестиваля — конкурсы российских антропологических фильмов и телепрограмм арктических регионов, программа Международного кочующего северного фестиваля, Международный методологический семинар-мастерская «Традиционная культура в аудиовизуальных фиксациях», пресс-конференции и многое другое. Победителям фестиваля будут вручены Гран-при, призы жюри конкурсов и призы зрительских симпатий.
В 2002 году в конкурсе фильмов III антропологического фестиваля Гран-при завоевал режиссер Свердловской государственной телерадиокомпании — Анатолий Балуев, автор кинофильма «Быкобой», повествующего о жителях коми-пермяцкого села, а в конкурсе телепрограмм Арктического региона победителем стал ямалец — Виктор Приходько, режиссер и оператор студии «Факт» поселка Тазовский. В его картине «Вечный круг жизни» реалистично и деликатно показан уклад жизни коренных жителей Ямала — ненцев, отображена жизненная философия северных кочевников. Председатель жюри конкурса — Сергей Торчинский, вручая награду ямальскому автору, отметил, что победа была бесспорной, а фильм Виктора Приходько был «сделан сердцем».
III российский фестиваль антропологических фильмов дал старт выросшему на его основе Международному кочующему северному фестивалю, который собирает и представляет фильмы о Севере авторов разных стран и различных жанров, от игровых до анимационных.