В прошлом году наблюдался весьма быстрый рост рейтингов российских региональных и местных органов власти (РМОВ) - 11 повышений рейтингов по международной шкале, и ожидается, что повышение рейтингов будет продолжено в среднесрочной перспективе, - говорится в опубликованном сегодня отчете международного агентства Standard & Poor's. "Воздействие ...
В прошлом году наблюдался весьма быстрый рост рейтингов российских региональных и местных органов власти (РМОВ) — 11 повышений рейтингов по международной шкале, и ожидается, что повышение рейтингов будет продолжено в среднесрочной перспективе, — говорится в опубликованном сегодня отчете международного агентства Standard & Poor's.
«Воздействие таких факторов, как рост доходов бюджета и в целом хорошие финансовые показатели, которые, в свою очередь, привели к улучшению ситуации с ликвидностью, — способствовало повышению рейтингов, — отметил кредитный аналитик Standard & Poor's Борис Копейкин. — Предполагается, что их влияние перевесит воздействие негативных факторов, приводя к повышению рейтингов в среднесрочной перспективе. Продолжающаяся непредсказуемость институциональных изменений, увеличившаяся политическая и бюджетная централизация до сих пор являются основными факторами, ограничивающими уровень рейтингов».
Профицит российских регионов с учетом капитальных расходов за первую половину 2006 г. в среднем составляет 15%, и всего 18 из 87 регионов имеют незначительный дефицит с учетом капитальных расходов. Высокие показатели продемонстрировали и муниципальные образования. Так, профицит с учетом капитальных расходов для городов в среднем составляет 6%. Консолидированные доходы российских РМОВ в первой половине 2006 г. были на 24% выше, чем в соответствующий период 2005 г., — главным образом вследствие экономического роста.
В отчете подчеркивается, что разрыв в уровне кредитоспособности российских РМОВ будет еще более увеличиваться вследствие растущих различий в экономическом развитии и качестве управления. Кроме того, ожидается, что усиливать эту тенденцию будет и увеличение числа РМОВ, имеющих рейтинги.
Согласно отчету, хотя кредитоспособность муниципальных образований в среднем ниже кредитоспособности регионов, что объясняется большей ограниченностью их налогово-бюджетной автономии, степень улучшения кредитоспособности потенциально может быть больше, чем у регионов. Причиной столь быстрого улучшения кредитоспособности муниципальных образований является большая предсказуемость их финансовых показателей в рамках муниципальной реформы, которая начала реализовываться в январе 2006 г. В первой половине 2006 г. были присвоены рейтинги трем сибирским муниципальным образованиям — городам Братску (В/Стабильный: рейтинг по национальной шкале: ruА), Омску (В/Стабильный/-; рейтинг по национальной шкале: ruВВВ+) и третьему по величине городу России Новосибирску (В/Позитивный/-; ruA).
Текущий уровень долга для большинства российских РМОВ — от низкого до умеренного; для большинства имеющих рейтинги РМОВ — ниже 40% доходов (сравнительно с более чем 50% долга для многих РМОВ Центральной и Восточной Европы — ЦВЕ).
«Уровень долга большей части российских РМОВ в настоящее время ниже 10−20% доходов, что значительно меньше их возможностей как заемщиков, — отметил г-н Копейкин. — Следовательно, ожидается дальнейший рост числа эмитентов и объема выпусков — особенно в связи с тем, что РМОВ вынуждены проводить более активную политику, чтобы удовлетворить значительные потребности в развитии инфраструктуры. В среднесрочной перспективе мы ожидаем большего числа новых заимствований, особенно в муниципальном секторе».
Более активные планы заимствований компаний государственного сектора могут способствовать ограничению объема прямого долга РМОВ и обеспечить финансирование наиболее острых потребностей в развитии инфраструктуры, что в настоящее время является важнейшим ограничителем их рейтингов.