Впервые в регионе экспонируется работа Рубенса, привезли ее к нам из Ирбитского музея.
Новую выставку в Тюменском музее ИЗО можно смело назвать замечательным событием в культурной жизни. Впервые в регионе экспонируется работа Рубенса, привезли ее к нам из Ирбитского музея.
«Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» — картина с необычной судьбой. В Ирбит она попала в 1976 году, когда только начали формироваться фонды молодого музея. Об этом сегодня на пресс-конференции рассказал его директор Валерий Карпов. «Первым на нашу просьбу о помощи в создании фондов откликнулся Эрмитаж. Нам передали около 100 работ, 90 — графика, 10 — живопись, среди которой оказалась „Магдалина“. Я вытащил полотно со стеллажа, грязное, пыльное, но вместе с тем оно было роскошным. Меня поразили глаза Магдалины», — поделился Валерий Карпов своими впечатлениями от первой встречи с картиной.
В Эрмитаже она хранилась как копия, намеренно или случайно получила такую атрибуцию, сейчас сложно сказать. В 1931 году полотно пришло в музей, а до того украшало коллекцию врача, профессора Александра Якобсона. Пометка «копия с венской картины» уберегла ее от судьбы, которая постигла многие жемчужины живописи в те годы — продажи за границу. «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» была помещена в запасники Эрмитажа, а позже передана в Ирбит.
Картина явно нуждалась в реставрации, но до 2012 года денег на это не было. Когда они появились, мир облетела сенсационная новость — найден подлинник гениального Рубенса. «Прежде всего нужно было снять старый лак, его оказалось четыре слоя. Я предложил начать реставрацию с некогда поразивших меня глаз Магдалины. И как только был убран лак, я увидел то, на что так надеялся — почерк Рубенса. У него свой особый прием написания глаз, я изучил его за долгие годы», — рассказал Валерий Карпов.
Дальнейшее изучение картины показало, что ее вместе с Рубенсом создавали два его лучших ученика. Антонис ван Дейк писал лицо Марфы, а Якоб Йорданс — ее фигуру. Кисти Рубенса принадлежит голова, волосы, руки, грудь Магдалины. Новые сведения помогли точнее установить время написания шедевра, если раньше картина датировалась 1615−1630 годами, то теперь временной промежуток сузился до 1618−1620 годов.
Считалось, что в художественно-историческом музее в Вене хранится подлинник Рубенса на тот же сюжет. Однако после 2012 года она покинула экспозицию в зале Рубенса и приселилась в запасник для дальнейшего изучения. «Картина побывала в Нижнем Тагиле, Челябинске, Уфе. Везде в музеях были очереди на выставку, на пресс-конференциях — множество камер. Удивительно, что в Тюмени на пресс-конференции нет ни одной камеры, кроме нашей, из Ирбита, меня это смущает и огорчает», — посетовал Валерий Карпов. Он выразил надежду, что тюменцы с должным вниманием отнесутся к приезду шедевра мировой живописи в музей ИЗО.
Выставка одной картины «Возвращение шедевра Питер Пауэл Рубенс «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» продлится в Тюменском музее ИЗО до 20 декабря.