Вспоминаем факты 90-летней давности.
17 января 1934 года, 90 лет назад, Президиум ВЦИК СССР принял постановление о разделении Уральской области, существовавшей с ноября 1923 года и включавшей в себя упраздненные губернии: Пермскую, Екатеринбургскую, Челябинскую и Тюменскую. Почему это произошло, какие проблемы стояли перед руководством вновь образованного региона, что сделали за этот год, и о чем писали тогда тюменское газеты? Об этом рассказывает историк-краевед Александр Петрушин.
Предыстория
Условно Уральская область делилась на четыре экономических зоны: Предуралье, Горнозаводской Урал, Зауралье и Тобольский Север. В состав области входило 16 округов, 205 районов, 87 городов и 3 100 поселений. По переписи 1926 года здесь проживало 6,8 млн человек.
Административным центром Уральской области считался город Екатеринбург (с 1924 по 1991 год Свердловск), в котором находились такие органы власти и управления как областной Съезд Советов, облисполком Уралоблсовета, Уральский обком ВКП (б) и Полномочное представительство ОГПУ по Уралу.
Президиум ВЦИК, сославшись на «ходатайства советских, хозяйственных и общественных организаций», 90 лет назад постановил:
1. Разделить Уральскую область на три области: Свердловскую с центром в г. Свердловске, Челябинскую с центром в г. Челябинске и Обско-Иртышскую с центром в г. Тюмени.
2. … Обско-Иртышская область организована в составе районов: Тавдинского, Нижне-Тавдинского, Тюменского, Тобольского, Ярковского, Вагайского, Уватского и национальных округов — Остяко-Вогульского и Ямальского.
Планов громадье
90-летие этого события широко и торжественно отметили в Екатеринбурге и Челябинске. Председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских предложил губернатору Евгению Куйвашеву изготовить памятную медаль, которую получит каждый участник викторины «Опорный край», посвященной истории региона.
В Тюмени, Ханты-Мансийске и Салехарде дату образования Обско-Иртышской области не заметили. Может, потому, что она просуществовала всего один год? Но это время было в истории нашего края успешным и перспективным.
Партийное, советское и чекистское руководство новой области не представляло тогда экономическую и культурную отсталость громадной территории, где по переписи 1926 года проживало всего 192 тысячи человек, в том числе 12 979 ханты, 5 478 манси, 8 332 ненца, 5329 зырян, почти поголовно неграмотные. При сохранившихся у коренного населения Обско-Иртышского Севера патриархально-родовых и ватажных отношений и влиянии шаманов создание социалистических форм хозяйства, мероприятия по преодолению культурной отсталости, языческих традиций и привычек в быту воспринимались аборигенами настороженно и нередко враждебно.
Решения первой партийной конференции и последующих пленумов Обско-Иртышского обкома ВКП (б) положили начало большой работы по изучению и исследованию природных условий региона, развитию лесной, рыбной и обрабатывающей промышленности, оленеводства и традиционных охотничьих промыслов, образования, здравоохранения и культуры.
В июне 1934 года был утвержден «план развития хозяйства Обско-Иртышской области во второй пятилетке» (до 1937 года), который предусматривал также «широкое развертывание краеведческой работы, активное участие в ней партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций». Центральной проблемой в осуществлении этого действительно грандиозного плана являлась ликвидация бездорожья, развитие всех видов транспорта и связи.
Признано: «абсолютно необходимым строительство железной дороги Тюмень — Тавда — Нижняя Тавда — Тобольск. Изыскательские работы по этой железно-дорожной линии провести уже в 1935 году… Для ликвидации бездорожья (по этому показателю Обско-Иртышской области принадлежит печальное первенство среди других краев и областей Советского Союза)» необходимо:
а) построить улучшенные грунтовые дороги для связи областного центра с районами: Тюмень — Ярково — Тобольск — Вагай; Тюмень — Нижняя Тавда — Тавда;
б) грунтовые дороги Тобольск — Уват — Остяко-Вогульск;
в) приведение в проезжее состояние для автогужевого транспорта дорог районного значения.
… Признавая, что в условиях нашей области особенное значение приобретает авиация, способная устранить территориальную оторванность северных округов, установить воздушную связь всех районов Остяко-Вогульского и Ямало-Ненецкого округов с окружными центрами; регулярное авиасообщение по линиям Тюмень — Тобольск — Самарово — Березов — Салехард".
Значительные капиталовложения были направлены на развитие водных путей, реконструкцию водного транспорта и новое судостроение в Тюмени, Тобольске и Тавде (более 65 млн рублей), а также на организацию проволочной телефонной связи Тюмени с южными районами, радиосвязи с центрами национальных округов, на постройку мощной областной радиовещательной станции (14 млн рублей), «с тем, чтобы к концу пятилетки иметь на каждые 10 человек населения — одну радиоточку».
О чем писали газеты
Сегодня, спустя 90 лет, при современных авиационных, железнодорожных и автомобильных сообщениях, лучших в стране дорогах, скоростных средствах связи и коммуникациях, создании новых предприятий, научных, образовательных, медицинских и творческих центров на юге Тюменской области, в Югре и на Ямале, при вводе жилья в полтора миллиона квадратных метров в 2023 году в одной Тюмени, планы по хозяйственному и культурному развитию Обско-Иртышской области вызовут, возможно, снисходительные оценки.
Но тогда, в 1934 году, при карточной продаже хлеба (ее отменили 25-28 ноября решением пленума ЦК ВКП (б), сообщения областных газет «Советский Север», «Комсомолец Севера», «Ленинские внучата» воспринимались с большим оптимизмом. Перелистаем пожелтевшие от времени газетные листы:
«…Законсервированная постройка в Тюмени на улице Первомайской ожила. На строительных лесах снова появились люди… К концу мая весь жилой фонд гостиницы с названием «Заря», в котором будет 65 отдельных номеров, общежития, ресторан и подсобные помещения, предстоит сдать в эксплуатацию.
… Открыты две автобусных (4 автобуса, пассажирские линии. 1-я: вокзал — пристань с тремя остановками; 2-я: завод «Механик» — Затюменский городок с четырьмя остановками).
… Облавтогужтрест получает пять новых автомашин грузоподъемностью в три тонны. Автомашины будут работать по тракту Тюмент — Тобольск.
… Обско-Иртышской области отпускается 75 тракторов марки СТЗ (Сталинградский тракторный завод. — А.П.) для создания новых МТС (машино-тракторные станции) в Тюмени, Нижней Тавде, Ярково, Остяко-Вогульске.
… В Самарово начато строительство звукового кинотеатра. Будет закончено к 1 июля с.г.
… В Салехарде (Обдорске) закончил работу 1-й съезд оленеводов Ямала. Открыты новые нерестилища обской сельди в районе Нового порта. Проведена реконструкция Салехардского рыбоконсервного комбината.
… Установлены польско-вятские котлы на химзаводах Ярковского и Нижне-Тавдинского районов. Заводы ежемесячно будут выпускать смолы и скипидара на 12 тысяч рублей.
… 7 марта в Тюмени пущен новый лесопильный завод имени 8 Марта. Достроен 4-этажный многоквартирный дом горсовета на улице Республики. Многолетней консервации этого прекрасного дома пришел конец. В доме будет 48 двухкомнатных квартир, и кроме того, в каждом этаже — по 8 комнат для одиночек.
… В Тобольске у деревни Медянки выбрана площадка сухопутного аэродрома. 15 мая аэродром готов к приему трех самолетов для облета лесов.
… В Тюмени закончено строительство 4-этажного дома около железнодорожного вокзала. Дом имеет 48 квартир, детсад и магазин облторга.
… Приступила к работе областная библиотека. В марте она устраивает литературный вечер, посвященный народам Севера. Город Тюмень будет освещен — 115 фонарей. Здесь насчитывается уже 50 (!) автомобилей. Продолжается прокладка торцовой мостовой (спилы бревен) улицы Володарского.
… Развернуть Тюмень лицом к Туре. Лицом, а не задворками. На Туре и около Туры — нерв будущей жизни областного центра. Вместо хламовых задворков (так в тексте. — А.П.) вдоль Туры надо создать полосу надречного сада-бульвара. Сделать весь фронт берегового откоса целостным внутригородским парком культуры и отдыха.
… В Тюмени продолжается у деревни Плеханово строительство аэродрома: здание под аэростанцию, водомаслогрейки, мастерская и гаражи. Первые полеты будут только для Тобольска. В крайнем случае, до Самарово на легких самолетах АИР-6. Перевозка пассажиров до Березова, Салехарда начнется в январе. Для дальних полетов используются мощные самолеты Р-6 и АНТ-4.
… При очистке пруда дома отдыха имени Оловянникова будет построено несколько веранд и отремонтирован шлюз. Уровень воды увеличится на 2,5 м. Сейчас в пруду 11 тыс. кубометров воды, а после очистки, которая будет закончена в декабре, будет 40 тыс. м3. На работы по очистке отпущено 70 тысяч рублей.
… 15 июня с.г. состоится пуск сапоговаляльного завода на базе старого завода «Угольник», который давал 300 тысяч пар валенок. Новый завод — до миллиона! (Через два дня, когда через Тюмень в Москву проехали челюскинцы и летчики-участники их спасения со льдов, этому крупнейшему в СССР сапоговаляльному заводу будет присвоено имя Челюскинцев. Так же переименуют улицу Иркутскую).
…Проект Тюменской ТЭЦ должен быть утвержден Наркомхозом РСФСР к 1 декабря 1934 года. Окончание строительства 1-й очереди станции намечено в 1936 году. Станция будет работать на местном торфе. К ее пуску предстоит освоить два торфяных болота в 20 км от города. В 1935 году намечены работы по расчистке площадки, заготовке стройматериалов, постройке домов для рабочих (1-ю очередь ТЭЦ-1 ввели только в октябре 1960 года).
… 17 июня. Начал работать фанерокомбинат, построенный на базе спичечной фабрики «Пламя» (в годы Великой Отечественной войны авиафанера этого комбината использована при сборке каждого третьего истребителя ЯК-3).
… В Остяко-Вогульске к открытию 1-го областного съезда советов (25 декабря приурочивается окончание строительства медтехникума, первого корпуса больницы, пуск электростанции на 35 квт., образцовой конюшни. К съезду организуются выставка картин и музей с показом достижений в культурном и хозяйственном национальном строительстве, экскурсии и спортивные соревнования.
Сибирская нефть
И нефть в Остяко-Вогульском округе (с 1940-го Ханты-Мансийском) могли открыть на 30 лет раньше.
Областная газета «Советский Север» сообщала: «8 августа 1934 года в Тюмень прибыла экспедиция треста „Востокнефть“ в составе инженера-геолога Васильева и техника-геолога Пашина. Экспедиция направляется в районы нашей области для проведения тщательной разведки предполагаемых выходов нефти. В случае успешных результатов трест „Востокнефть“ организует буровую разведку на нефть».
21 сентября в той же газете дана телеграмма-молния: «Сургут. Показание о выходе нефти на р. Юган подтвердились. Необходимы детальные геологоразведочные работы. Геолог Васильев».
Еще одно сообщение: «14 октября в Тюмень возвратился инженер-геолог Васильев, обследовавший р. Большой Юган, где были обнаружены выходы нефти… Нынешней зимой начнется буровая разведка и геофизические исследования на нефть в нашей области.
Последнее сообщение на эту тему датировано в «Советском Севере» 5 декабря 1934 года, когда страна прощалась с убитым 1 декабря в Ленинграде секретарем ЦК ВКП (б) Кировым:
«В Москве под председательством академика Губкина состоялось совещание по вопросу о сибирской нефти. С большим докладом о нефти в Обско-Иртышской области выступил геолог Васильев:
— В результате геолого-поисковых работ текущего года, — заявил он — выявлены признаки нефтеносности обширных пространств. Наиболее интересны выходы нефти в Сургутском и Тавдинском районах…
Резюмируя прения, академик Губкин заявил:
— Нефть, обнаруженная в Обско-Иртышской области, является несомненно настоящей жидкой нефтью. Всякие предположения о случайном ее происхождении — необоснованны. Сейчас перед геологами стоит задача — шире развернуть разведочные работы и получить больше фактов выходов нефти в этих районах. С этой целью нужно командировать в Обско-Иртышскую область специальную экспедицию.По предложению академика Губкина совещание приняло решение о необходимости срочной отправки в Обско-Иртышскую область специальных станков типа «Крелиус» для производства глубокого бурения и направления туда специальной экспедиции для проведения геофизических исследований".
Но через два дня, 7 декабря 1934 года Президиум ВЦИК СССР принял постановление о разукрупнении Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев и образовании «Омской области в составе всех районов и национальных округов нынешней Обско-Иртышской области и следующих районов: Омского, Исиль-Кульского, Называевского, Крупинского, Тюкалинского, Б-Р еченского, Иконниковского, Любинского, Щербакульского, Павлоградского, Черлакского, Калачинского, Тарского округа Западно-Сибирского края; Исетского, Ялуторовского, Упоровского, Бердюжского, Омутинского, Голышмановского, Аромашевского, Ишимского, Казанского, Маслянского и Викуловского районов Челябинской области».
Причины упразднения успешной и перспективной Обско-Иртышской области с центром в г. Тюмени не раскрывались. В августе 1944 года, через десять лет после упразднения Обско-Иртышской области, ее возродили путем разукрупнения Омской области с присоединением 11 районов, но передачей Тавдинского района в состав Свердловской области. Возрожденное административно-территориальное образование назвали Тюменской областью.
Отмечая 14 августа ее 80-летие, не забудем один год Обско-Иртышской области.