В Тюменском драмтеатре он ставит "Грозу". Однако тюменский спектакль не будет дублировать его предыдущую постановку этой пьесы.
На большой сцене Тюменского драматического театра завершаются репетиции нового спектакля. Пьесу Александра Островского «Гроза» ставит художественный руководитель Вологодского драматического театра, режиссер Зураб Нанобашвили.
Об этом режиссере тюменский театр слышал не один раз. «Мы уже давно говорили, что надо сотрудничать, поставить спектакль, — отмечает директор театра драмы Сергей Осинцев. — Хотим сделать взаимоотношения с Вологодским театром более тесными. Я, наблюдая за репетициями „Грозы“, ни разу не пожалел о своем выборе».
В состав постановочной группы спектакля вошли художник-постановщик Алексей Паненков, художник по костюмам Ольга Резниченко и Дина Бортник, которая отвечает за музыкальное оформление. Премьера назначена на 25, 26 и 27 марта.
«Планируя сезон „Молодость“, мы искали пьесы, которые отражают душевные переживания молодых, — рассказывает Сергей Осинцев. — Поэтому открыли сезон мы спектаклем „Ромео и Джульетта“. А когда думали, что взять из русской классики, поняли, что „Гроза“ очень близка по теме. Ее все знают. Нам было интересно показать зрителям новый взгляд на это произведение. Не избитую фразу „Катерина — луч света в темном царстве“, известную со школьной скамьи, не академичную историю, а историю о жизни, о людях и их переживаниях. И, в первую очередь, это история самой Катерины, которая, как мне кажется, осталась одна: ей, как и героям пьесы „Ромео и Джульетта“ не с кем поделиться своими переживаниями. Ведь почему у шекспировских героев случилась эта трагедия? Потому что их родители не были внимательны к своим детям, не разговаривали с ними, не переживали об их состоянии. Вот и в „Грозе“ не было бы такого финала, если бы люди вокруг Катерины были заинтересованы в том, что с нею происходит».
По словам Зураба Нанобашвили, «Грозу» он ставит во второй раз. Однако тюменский спектакль не будет дублировать тот, что режиссер ставил много лет назад.
«Я уже иначе воспринимаю пьесу, поэтому не могу видеть ее, как прежде, — объясняет он. — Не обещаю, что в нашем спектакле будут воспитательные моменты, как принято подавать эту пьесу в школе. Вы увидите Кабанову, и ваше представление об этом человеке изменится. Вы увидите, что значит крах семьи. Потому что и об этом наш спектакль. Ведь Кабанова хотела сохранить семью. Воюя с Катериной, она воюет не вопреки, а во имя любви к собственному сыну. Как хотите к этому относитесь, но это тоже любовь».
Нанобашвили к Островскому тяготеет, называет его одним из любимых драматургов, наряду с Шекспиром и Брехтом. Обращался к нему множество раз. Например, его знаменитый спектакль «Бальзаминов, Бальзаминов…» объехал много городов России — от Москвы до Костромы, стал участником многих фестивалей. За «Доходное место», тоже по Островскому, театр Нанобашвили получил государственную премию Вологодской области. Была и во всех смыслах удачная комедия «На всякого мудреца довольно простоты».
«Как вы понимаете по моей фамилии и видите по моему лицу, я — человек нерусский. Через такую драматургию, как пьесы Островского, и литературу, как проза Достоевского, я начинаю лучше понимать ментальность русского человека, — объясняет режиссер. — Понимаю, насколько он широкий в своем несчастье и счастье. Он может одаривать нас своими щедрыми поступками, а может быть депрессивным в своей несчастной, неустроенной жизни. Посмотрите на декорации к спектаклю, вы увидите, что мы построили одну красивую деталь, а весь остальной город — не достроили. Все на сцене в фундаментах и лабиринтах. Недостроенный город, недостроенная жизнь, недостроенная любовь. Следующая линия у Островского — настоящая чистая любовь, которая всегда фатальна, потому что ты в ней живешь без остатка, у тебя нет компромисса, ты не можешь приспособиться. Вот я к этому креслу, в котором сижу, приспосабливаюсь, а Катерина к своей любви приспособиться не может. Сейчас легко рассуждать, но она же показана одной из первых женщин внутри этого домостроя и ортодоксального православия, которые совершили греховный по тем временам поступок».
В тюменском спектакле роль Катерины репетируют две актрисы — Эвилина Ризепова и Наталья Никулина. Также в постановке заняты народный артист России Владимир Орел, Кристина Тихонова, Александр Тихонов, заслуженный артист Республики Грузия Владимир Обрезков, Егор Медведев и другие.
«Актеров я выбирал, просматривая репертуар театра, — рассказывает режиссер. — Опирался на мнение руководителя вашего театра, который актеров хорошо знает. Учитывал характеристики того или иного героя внутри спектакля. Проблема, задача — я же понимаю, о чем я ставлю. Кому-то давал роль на сопротивление. Когда против природы артиста — это очень интересно».
_Напомним, не так давно свой неожиданный вариант «Грозы» в рамках гастролей привозили в Тюмень артисты Магнитогорского драматического театра._