Гость Тюмени признается, что театр для него - это способ познания мира.
_В Тюменском драматическом театре скоро премьера спектакля «Обыкновенное чудо» в постановке известного режиссера Георгия Суркова. Постановки уроженца Юрмалы, выпускника Академии культуры по классу Михаила Груздова и Индры Роги, выпускника магистратуры в Школе-студии МХАТ шли на подмостках театров Риги, Даугавпилса, Вильнюса, Москвы. Теперь на очереди — Тюмень. Здесь, на сцене ТБДТ, 8, 9 и 10 марта состоится премьера спектакля «Обыкновенное чудо»._
— Георгий, расскажите, где вы учились режиссуре, какое у вас образование?
— Я окончил Латвийскую академию культуры по специальности «Режиссура драматического театра» (курс Михаила Груздова). Один год учился в Высшей театральной школе им. Людвика Сольского, в Кракове (курс Кристиана Люпы) по программе обмена, также режиссуре. В 2016 году окончил магистратуру школы-студии МХАТ по программе «Режиссура современного театра».
— Ваше основное направление — режиссура. А интересовались ли вы актерством?
— Актерская деятельность меня никогда особо не привлекала. Однажды сыграл роль Тригорина в «Чайке» Чехова, мне было интересно проверить себя и увидеть процесс глазами актера. Но я также являлся и сорежиссером этого спектакля (главным был Олег Шапошников).
— Вам довелось поработать не только в театре, но и в кино, причем актером. В чем для вас заключается разница?
— Когда я учился в театральной академии, достаточно часто играл в эпизодических ролях разных фильмов и сериалов, но всегда воспринимал это просто как работу. Мне кажется, человеку с режиссерскими мозгами очень трудно сниматься в кино, ведь там от тебя практически ничего не зависит, ты никак не можешь повлиять на финальный результат, ты даже не знаешь всей истории (конечно, я не говорю о главных ролях).
— Кто на вас сильнее всего повлиял как на профессионала?
— Мой мастер Михаил Груздов, драматург Иван Вырыпаев и режиссер Кристиан Люпа.
— Сем вас привлекает Тюмень?
— Моя режиссерская география очень широка. Театр — это способ познания мира, и чем больше в моей биографии «театральных городов», тем интереснее становится мое исследование мира.
— Почему выбор пал на пьесу Евгения Шварца?
— Эту пьесу мне предложил руководитель театра Сергей Осинцев. Я, не раздумывая, согласился, о чем до сих пор не жалею.
— Схож ли сюжет тюменской постановки с известнейшим телефильмом Марка Захарова «Обыкновенное чудо»?
— Сюжет останется почти неизменным, за исключением одной сцены в финале. Но какой, не буду рассказывать, пусть останется сюрпризом.
— Что для вас было главным при утверждении актеров на роли?
— Исполнителей я всегда выбираю интуитивно. Мне сложно аргументировать мой выбор.
— Как вам работалось с тюменской труппой?
— В полной мере я смогу ответить на этот вопрос после 8-го марта, когда состоится премьера. Сейчас могу только сказать, что это высокопрофессиональные артисты, у которых я многому учусь.
— Какую главную идею вы хотите выразить в своей постановке?
— На этот вопрос я предпочитаю не отвечать, чтобы не программировать потенциального зрителя. Пусть каждый сам решит, о чем для него этот спектакль.
— Какие из проектов в вашей творческой карьере были самыми сложными?
— Для меня сложность проектов, в первую очередь, состоит не в материале, теме, сроках, а прежде всего в команде. Если с командой удается найти общий язык и стать единомышленниками, любой проект кажется легким. В обратном случае работа превращается в борьбу и результат редко соответствует ожиданиям.
— Как вам кажется, что самое сложное в работе режиссера?
— Для меня, как для режиссера-кочевника, самое сложное — выстраивание отношений с новой труппой. С людьми, в дом которых ты приходишь и которые видят тебя первый раз. Это сложный процесс притирания.
— По какому принципу вы отбираете пьесы для постановки?
— Принцип крайне простой — попало/не попало. Я читаю много пьес. Если какая-то попадает в меня, в то, о чем я думаю, что меня волнует, что я чувствую, то я ищу место для ее постановки. И, конечно, сам текст должен обладать некой поэзией, театральной магией.
— Бывает ли такое, что вы приходите на постановку и думаете: «А я бы сделал по-другому, лучше». Проецируете ли вы свои режиссерские компетенции на работы ваших коллег по цеху?
— Конечно. Все время так думаю, когда смотрю чужие спектакли. За редким исключением, когда не понимаю, как спектакль создан. И вот такие моменты очень люблю.
— Какой совет можете дать тем, кто хочет попробовать себя в актерской или режиссерской профессии?
— Театр — это не просто работа, это образ жизни, способ мышления, в чем-то даже вероисповедание. От этой работы невозможно отдохнуть. Выходные в театре для того, чтобы готовиться к репетициям. Театр — это безжалостная среда, которая может как возвысить, так и бросить с этой высоты вниз. Если человек готов к этому, то почему бы и нет. И главное: театром нужно заниматься только в том случае, если ты не можешь этого не делать.
_Интервью подготовлено пресс-службой ТКТО_